История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Просуществовав более 12 веков, последняя стала явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Само слово «Рим» когда-то трактовалось как синоним величия, славы, военной доблести, богатства, но впоследствии превратилось в печальный символ надлома и краха мощной экспансионистской цивилизации, даже во времена своего подъема испытывавшей кризисные потрясения. Милитаризм являлся одной из характерных особенностей римской цивилизации.
Римляне в отличие от греков предпочитали воевать, а не торговать. Ратные подвиги и заслуги служили пропуском в политику, были гарантией личной карьеры и достойного положения в обществе. Войны велись с целью присоединения завоеванных территорий. Тем самым город-государство постепенно расширялся, пока не достиг пределов мировой империи. Одновременно с политическим подчинением других государств и целых регионов происходила их латинизация. Причем этот процесс охватывал все слои общества, а не только элиту, как это было с греческой эллинизацией провинциалов. Римлян характеризовало стремление ассимилировать другие культуры. Примечательно также постепенное исчезновение социальных различий между римлянами и представителями иных народов (греки же никогда не приравнивали себя к варварам). Эдикт императора Каракаллы 212 г. н.э. даровал римское гражданство всем свободным жителям империи.
Развитие римской культуры находилось под влиянием культур завоеванных народов и племен, прежде всего греков и этрусков. Римлян отличало неукротимое стремление перерабатывать отдельные культурные и цивилизационные достижения покоряемых народов в соответствии с утилитаристской системой ценностей, а затем объявлять достижения «своими». От этрусков они позаимствовали цифры, позже названные «римскими», церемонию триумфа (торжественного въезда полководца-победителя), ставшую символом величия Рима, гладиаторские бои и многое другое. Творчески усвоив иноземные достижения, римляне в некоторых областях общественной жизнедеятельности, преимущественно в сферах материальной культуры и права, превзошли своих учителей, добившись впечатляющих результатов.
Если греки, наиболее ярко проявили себя в области искусства и философии, то римляне обнаружили бесспорные способности в практической деятельности. Амбивалентная черта римского характера – практицизм, перерастающий в утилитаризм, наложила отпечаток на весь ход развития Римской республики и империи.
Римляне рано сформировали в своей культуре чувство собственной исключительности и особой миссии по отношению к другим народам. Откровенно сказал об этом Вергилий в «Энеиде»:
Римлянин! Ты научись народами править державно – В этом искусство твое! – налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных!
Первоначально этическим идеалом римлян (так же, как и греков) было героическое поведение – virtus (мужество, доблесть и т.п. добродетели), утверждавшее такие ценности, как верность гражданскому долгу, сдержанность, упорное терпение и настойчивость, мужество, твердость, величие духа, уважение к традициям предков, почитание богов. Но данный идеал по мере нарастания и обострения противоречий в римском обществе все более и более перемещался в сферу назидательной риторики и апологетической литературы, утрачивая социальную почву.
Отличительными особенностями римской религии были ее «формульный», договорной характер и прагматическая направленность, отвечающие духу официальной римской культуры. Римская религия сосредоточилась на обрядовой стороне. Религиозный ритуал рассматривался как своеобразный договор, а точное исполнение всех пунктов обряда – как гарантия успешности обращения к богам. Первоначально римские боги представлялись в качестве безличных сил, управляющих миром. Количество различных духов и демонов было поистине огромно. Впоследствии под влиянием греков и этрусков в Риме складывается антропоморфный пантеон богов во главе с Юпитером.
Многих богов римляне заимствовали у греков, иногда через этрусков, бог неба Юпитер напоминает Зевса, бог войны Марс – Ареса, богиня мудрости Минерва – Афину, бог врачевания Эскулап – Асклепия, богиня любви Венера – Афродиту и т.д. Особо почитались древнеиталийские боги Лары (духи очага и семьи), Гении (покровители людей), Пенаты (домашние боги). Большая роль отводилась культу Весты (богини очага и римской общины). В Риме в ее честь воздвигли храм Весты, в котором вечный огонь поддерживался высоко ценимыми жрицами-весталками. Большой популярностью пользовались «Сивиллины книги», по преданию отражавшие судьбу римского народа. Широкое распространение получила практика гаданий. Жрецы-авгуры толковали различные знамения, гадали по полету птиц, по внутренностям (особенно печени) животных, по священным курам. Были и другие способы узнать, благоволят ли боги к тому, что задумал сделать человек.
Ведя происхождение права от богов, римская религия придавала особый статус юридическому мышлению. Уважение к закону, наряду с почитанием богов и традиций предков, отличало римский менталитет. Именно система права, это впечатляющее достижение Древнего Рима, оказала решающее влияние на европейскую юридическую мысль. В практику современного судопроизводства вошли такие созданные римлянами формы, как предварительное следствие, допрос, тюрьма, апелляция. Римляне впервые сформулировали одно из основных правил современной юриспруденции – презумпцию невиновности.
Римское право подобно религии долго сохраняло «формульный» характер. Ни одна правовая система того времени не имела таких точных формулировок и нигде следование букве закона не было столь неукоснительно. Правда, его толкование не было застраховано от произвола.
Древнейшим письменным сводом римского права стали Законы двенадцати таблиц» (середина V в. до н.э.), регулировавшие имущественные и торговые отношения. Процесс дальнейшей разработки системы римского права, направленного, прежде всего, на защиту частной и государственной собственности, связан с профессиональными комментариями и дополнениями к этим законам. Основателями римской юридической науки считаются Публий Муций Сцевола (II в. до н.э.) и Квинт Муций Сцевола (140–82 гг. до н.э.). Империя стимулировала системное оформление права. Во второй половине II в. н.э. появились знаменитые Институции Гая, но уже в середине III в. н.э. начался явный упадок римской юриспруденции.
Художественная культура Рима, сформировавшаяся под влиянием искусства греков и этрусков, отличалась большим разнообразием и пестротой форм, эклектическим смешением эстетических достижений ассимилированных в сверхдержаве культур; некоторые из них находились на достаточно высокой ступени развития. При сравнении основных принципов художественной культуры греков и римлян очевидно их различие. Эстетическим идеалом греков было чувство прекрасного, гармонии. Римское искусство основывалось на принципе пользы. Эта черта художественного мышления римлян сформировалась под воздействием культуры этрусков.
Другие статьи:
Обожествление фараона
Правитель Египта воплощал единство страны и считался фигурой в высшей степени сакральной. Он магически обеспечивал разливы Нила, проводя соответствующие ритуалы, от него зависели плодородие полей, приплод домашнего скота, рождение потомст ...
Экзистенциалистская концепция культуры
Экзистенциализм – философия жизни. Это направл получ распростр в 30-60 гг. XXв. В странах Западной Европы. Классиками счит. М. Хайдегер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю. Экзистенциализм возник как реакция на кризис гумманизма, как выраз со ...
Деят-ть в послевоенные годы Архитектурного бюро при Наркомате транспортного
машиностроения
В янв. 1946 г. организ-ся первая в нашей стране специализир-я дизайнерская организация – Архитектурно-худож-е бюро при Главном управлении вагоностроения. Назначением этой организации была разработка худож-но-конструкторских проектов и мак ...