Едина ли история диссидентского движения в СССР? Или же она представляет cобой совокупность историй национальных, религиозных и прочих движений? Это не праздный вопрос, поскольку ответ на него во многом определяет пути изучения истории инакомыслия.
Первый ответ, лежащий на поверхности - да, едина. Во-первых, у многих диссидентов в основе лежало одно и то же чувство - нежелание смириться с насилием и ложью, часто эти люди во многом похожи, хоть и принадлежат к разным национальностям и вероисповеданиям.
Во-вторых, формы диссидентской деятельности были везде одинаковы - распространение самиздата, сбор и распространение информации о репрессиях, петиции в органы власти и международные организации и т.д.
В-третьих, диссидентам противостояли одни и те же структуры - КПСС, КГБ, прокуратура, МВД, суды, деятельность которых была регламентирована по вертикали, и решения часто принимались в Москве на самом верхнем уровне.
С середины 80х начался новый этап в развитии культуры Украины. Вместе с стратегией обновления начинается новое возрождение духовной жизни, что проявилось в поисках «истин».
Другие статьи:
Культура умственного труда
Бурное развитие информационной техники во второй половине XX в. приводит к существенным переменам в культуре умственного труда. С введением в практику персональных компьютеров отходят в прошлое многие привычные представления о формах, усл ...
Физика
Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.
Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и констр ...
Коллекционирование в эпоху средневековья
С падением Римской империи в 476 г. Европа вступила в средние века, где отличительной особенностью ее культуры становится религиозно-христианское мировоззрение и символизм, которые определяли нравственные нормы и ценности общества.
Средн ...