Сам термин "Манга" (буквально - "странные (или веселые) картинки, гротески") появился гораздо раньше комиксов. Его придумал знаменитый график Хокусай Кацусика в 1814 году для названия своих сатирических рисунков на повседневные темы. Впоследствии термин закрепился за японскими комиксами.
Слово “манга” довольно многозначно. Это и политические карикатуры в газетах, и весьма популярные во всем мире японские рисованные мультфильмы. В основном манга толкуется как японские комиксы, а аниме — японская анимация. Многие говорят, что японцы украли идею комиксов у Запада, но японцы рисовали чернилами животных и смешные карикатуры, очень напоминающие современную мангу, тысячу лет назад.
Прообразом японских комиксов считаются "Веселые картинки из жизни животных", созданные в XII веке буддийским священником и художником Тоба. Это четыре бумажных свитка, на которых изображена последовательность из черно-белых, нарисованных тушью картинок с подписями. Картинки повествовали о животных, изображающих людей, и о буддийских монахах, нарушающих устав.
В отличие от американских комиксов, каждая манга создается не более чем двумя авторами сразу. Манга появляется в магазинах раз в одну или две недели, она уже написана другим автором. Чтобы покупатели приобретали следующий выпуск, сюжет должен развиваться достаточно быстро и непредсказуемо.
Персонажи растут и развиваются. Манга и аниме показывают студентов в классе и простых служащих в офисе, которые живут повседневной жизнью. Герои из будущего или недавнего прошлого несовершенны, с глупыми привычками и ярко выраженными недостатками. Если американские супергерои всегда посвящают себя борьбе со злом, то японские персонажи (например, в популярных манга-сериалах Doraemon и Ranma) — простые люди, которые ходят в школу, делают каждый день рутинную работу и ругаются с родителями.
Психические способности или экзотические друзья делают их особенными. Согласно стереотипам, они имеют густые струящиеся волосы и большие глаза. Несмотря на то, что есть исключения. Такие классики, как Матсумото как-то нарисовавший просто ужасных на вид главных героев с неровными сплющенными глазами, и Миядзаки, нарисовавший персонажей дряблыми и невзрачными. Мужчины и женщины в манге не всегда имеют большие глаза, голубые волосы и другие стереотипизированные черты. У них есть надежды и мечты. Их действия всегда имеют последствия. Если главный герой совершает ошибку, то он страдает и получает урок, чтоб впредь больше так не делать. Персонаж растет, развивается, получает новые умения и усовершенствует старые, мужает и приобретает мудрость. Отрицательные персонажи меняются и получают искупление. Несчастные герои находят себя во внутреннем кризисе. Они могут найти счастье, а могут и не найти. Они живые.
Тематика
этих сюжетов
не такая, как в Америке. Детская манга и аниме не допускают явлений реальности вроде смерти. Абсолютного зла не существует; даже отрицательные персонажи имеют мечты, надежды, мотивы к действию. Несмотря на то, что американские комиксы избегают или упрощают соприкосновение с наукой и технологией, многие японские аниме и манга наоборот, стремятся к “технологизации”. Они соединяют технологию, жестокую реальность с манящим миром фантазий и вымыслов. В них также есть некий духовный оптимизм, а не просто прямолинейное добро или зло.
Жизнь имеет смысл, хотя за него иногда необходимо побороться. Кропотливый труд приносит свои плоды в конце. Трудности возникают, но могут быть преодолены. Сила черпается из помощи окружающим, даже иногда из самопожертвования. Из таких простых, но всеобъемлющих тем, вплетенных в добротный сюжет, и возникает магия манги и аниме. Как и все хорошее, они когда-то заканчиваются. Герои и героини умирают, женятся и исчезают. Есть три типичных концовки: герой побеждает (заполучает трон, расположение другого пола), герой умирает (обычно после победы), герой вроде как побеждает, а на самом деле оказывает в большом проигрыше.
Несомненно, аниме рассказывает истории с позиции взросления и становления личности персонажей. Множество людей удивляются, когда узнают, кем на самом деле оказывается тот или иной персонаж. Некоторые люди прячутся под масками, скрывая свои истинные чувства. Некоторые из нас забывают, что под маской может скрываться нечто реальное. Люди ошибаются, причиняют боль другим. За всю историю человечества лишь некоторые смогли снять свою маску и заглянуть внутрь себя; они открыли для себя настоящие хрупкие идеалы; они признали свои ошибки и сумели научиться на них. Они никогда не сдаются.
Эта мысль проходит красной нитью через все аниме и мангу. Это нечто большее, чем глупые стереотипы: большие глаза, волосы, груди, машины, кровь и кишки — это глубинный, духовный рост личности. Стереотипы служат лишь для развлечения или для преувеличения и раздражения. Аниме не надо урезать до того, что мы видим. За стереотипами часто скрывается второе дно, скрытые сообщения, которые составляют истинный смысл аниме и манги.
Другие статьи:
Развитие украинской культуры в эпоху социализма
Советская У. л. развивалась под благотворным воздействием освободительных идей великой русской лит-ры, в особенности — социалистических идей русской пролетарской лит-ры, её величайшего представителя, основоположника, гениального писателя ...
От кризиса к подъему. 90-е годы
В июне 1992 года презентацией театральной программы «Старый дом» начался новый этап в жизни театра. «Новое имя театра — не дань веяниям времени, стремящегося переименовать все и вся. Это необходимость, перед которой поставила театр новая ...
Значение культуры доклассового общества
Первобытная культура играла значительную роль в последующем развитии человечества.
Именно с этого культурно-исторического периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие фор ...