Чтобы обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его приближенные, заранее, с первых дней собственного правления начинали строить себе надежное «вечное» жилище и продумывали вместе со жрецами росписи и все остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами, солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти люди должны были следовать в гроб за своим господином или будучи убитыми, еще на земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий, умирая почти сразу от недостатка кислорода. Египет в этом отношении предстает страной с наиболее гуманными с нашей точки зрения законами, здесь не бывало по таким случаям человеческих жертв, но эта же самая роль отводилась изображениям людей, их статуям, располагавшимся внутри гробницы. Кроме того, на внутренних стенах гробницы должны были быть изображены славные деяния фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее, то, что можно условно назвать изображениями «культового назначения».
Многолетние исследования ученых показали, как создавались пирамиды. Каменные блоки вырубали в горе Мукаттам на другом берегу Нила. Древние каменоломни и сейчас хорошо видны. Затем их доставляли на судах в Гизу по специально прорытому для этого каналу. Недавно археологи нашли рядом с пирамидами причал. Блоки затаскивали на пирамиду по наклонной земляной насыпи.
Великие пирамиды - часть обширного некрополя Гиза. Рядом с ними - несколько маленьких пирамид, где погребены жены фараонов, гробницы жрецов и крупных чиновников. У подножия плато Гиза расположены погребальные храмы и Большой Сфинкс.
У каждой из великих пирамид существовал еще триединый комплекс: нижний погребальный храм - дорога - верхний погребальный храм. Но сохранился этот комплекс в более или менее целостном виде только у пирамиды Хефрена. Мощеная камнем дорога от нижнего храма, где проводилось бальзамирование, к верхнему, где перед погребением прощались с фараоном, протянулась более чем на полкилометра. Возле нижнего гранитного храма, лишенного кровли, лежат развалины храма Сфинкса. А за ними устремил свой взгляд на восток и сам древний хранитель пирамид - Большой Сфинкс. Сфинкс, отдыхающий лев с головой человека (мамлюкские солдаты отстрелили ему нос), представляет собой самую большую монолитную скульптуру. Его длина - 73 метра, высота - 20 метров. Считается, что сфинкс был вырублен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо носит черты этого фараона.
Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени. В частности, возник третий, основной тип египетской колонны – в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый вид зданий – так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.
Именно Древнее царство выработало те каноны изобразительного искусства, по которым потом на протяжении тысячелетий творили все египетские художники.
Египтяне Древнего царства, найдя некоторое новое системное решение для структуризации своего общественного устройства (объединение – покорение многих ранее враждовавших между собой номов рабовладельческого Египта под власть одного фараона), находят и в искусстве адекватный новой жизни новый язык. Это была эпоха разработки принципиально новых ценностей и свершения самых грандиозных открытий египетского искусства. Бессмертные памятники донесли и до наших дней живое дыхание тех великих жизненных перемен, которым, несомненно, наследовали долгие периоды медленных эволюций. С другой стороны это решение оказалось настолько удачным, что смогло остаться удовлетворяющим практически без серьезных изменений на протяжении всей долгой истории Древнего Египта.
Другие статьи:
Архитектура Чечни
Средневековая архитектура Чечни и Ингушетии — это своеобразное явление мировой культуры. Малоизвестное и малоизученное. Типологически среди памятников архитектуры здесь можно выделить языческие святилища, христианские храмы, родовые склеп ...
Выразительные средства в фильме «Пассажир поезда №12»
В анализируемой киноленте режиссер использует достаточно много выразительных средств, которые придают ей экспрессию и выразительность.
Наиболее распространена в «Пассажире поезда №12» визуальная (видео) метафора.
Особое место занимает ...
Культурная обусловленность сценариев мыслительной деятельности
Культура мышления людей первобытного общества соответствовала условиям их жизни. Обусловленные ею сценарии мыслительных процессов позволяли им ориентироваться в окружающем мире и добывать средства существования. ...