Несколько иначе скомпонована гравюра "Вид храма Джиове Тонанте" (Veduta del Tempio di Giove Tonante, 1753-1754). Здесь храм, ставший сюжетной доминантой, расположен не в центре композиции, а смещен к левому краю листа и выдвинут на первый план. Под изображением - краткая справка о храме и экспликация к изображению, где цифрой 1 помечены колонны из греческого мрамора, а цифрой 2 - стена современного граверу Капитолия, 3 осталась без подписи.
На гравюре "Внутренний вид Атриума портика Октавия" (Veduta interna dell'Atrio del Portico di Ottavia, 1760) - тоже конкретный памятник архитектуры, но если четыре предыдущих листа представляют внешний вид здания, то здесь гравер обращается к интерьеру постройки. Цифрами 1 - 3 обозначены разновременные конструктивные элементы.
Совершенно иным по сюжету и композиции является "Вид порта Рипетто" (Veduta del Porto di Ripetta, 1753-1755/56). Если пять предыдущих гравюр создавались как "портреты" зданий, то "Вид порта Рипетто" - это ведута, в которой Пиранези не акцентирует внимание зрителя на той или иной постройке. Более того, все здания, отделенные от зрителя рекой, размещены на втором плане, что, однако, не уменьшает степени их детализации. Это сложное и композиционно динамичное изображение, насквозь пронизанное движением, Лодки на первом плане, плотная римская застройка и многочисленные стаффажные персонажи создают ощущение вибрации внутреннего пространства гравюры. Цифрами 1-7 отмечены церкви, дворцы и другие постройки.
Опыт архитектора и археолога позволил Пиранези выявить и передать все конструктивные части изображаемых построек, а многочисленные штудии элементов ордерного декора помогли настолько детализировать изображение, что каждый из листов может быть наглядным пособием по архитектуре и градостроительству. Но все же подход Пиранези к изображению памятников нельзя считать исключительно формальным. Архитектура Пиранези - не законсервированный артефакт, бережно хранящийся в музейных запасниках, а живой организм, который за многие века своего существования меняется.
Кроме названия и экспликации под каждым изображением есть подпись автора и адрес мастерской, в которой были напечатаны гравюры, за исключением "Гробницы Цицелии Метеллы", где адрес не указан. Судя по надписям, все листы напечатаны в одной типографии, однако написание адреса не всегда совпадает. На двух листах - "Вид порта Рипетто" и "Колонна Траяна" адрес повторяется слово в слово: "Presso 1'autore a Strada Felice nel Palazzo Tomati vicino alla Trinita de' monti", с этим практически в точности совпадает подпись и под "Видом моста Салярио": "Presso 1'autore a Strada Felice nel Palazzo Tomati vicino allo Trinita de'monti". Другие листы показывают, что адрес мастерской можно сократить ("Presso 1'autore a Strada Felice vicino alia Trinita de monti" - "Вид храма Джиове Тонанте") или, наоборот, расширить ("Presso 1'autore a Strada Felice ricino alla Trinita de' monti, Apaoli due о mezzo" - "Внутренний вид Атриума портика Октавия").
Варьируется и подпись автора. Так, лист с "Гробницей Цицелии Метеллы" подписан "Piranesi F.", причем в отличие от других гравюр подпись эта не на полях, а внутри изображения (в нижнем правом углу). "Колонна Траяна" подписана "Piranesi fecit", а "Вид моста Салярио" - "Gio. Batta. Piranesi F.". На других листах Пиранези включает в подпись слово "архитектор". "Вид порта Рипетто" и "Внутренний вид Атриума портика Октавия" подписаны "Piranesi Architetto feс.", a "Вид храма Джиове Тонанте" - "Piranesi Archit.dis.ed inc.". Одно из свидетельств огромной популярности творчества Пиранези в XVIII веке - тот факт, что его гравюры служили образцом для декора фарфора. Известно, что при создании "Кабинетского сервиза" (ИФЗ, 1793 - 1801) для Екатерины II были использованы альбомы Джузеппе Вази де Корлеоне (1710-1782) (Delle Magnificente di Roma antika e moderna. Da Giuseppe Vasi de Corleone. Libro 1 - 10, 1764) и Джованни Баттисты Пиранези (Antichita Moname opera di Giambatista Piranesi. Roma, 1756). "Кабинетский сервиз" стал образцом для сервиза Великой княжны Елены Павловны, заказанного Павлом (ИФЗ, 1797 - 1799). Часть предметов из обоих сервизов хранится в ГМК и "Усадьба Кусково XVIII века".
Другие статьи:
Западная и восточная типы культуры
В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 3 крупных типа культуры:
- западный
- восточный
- западно-восточный, евразийский
Отличия Западной и Восточной культуры:
1. они различаются динамикой развит ...
Скульптура
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, ...
Элементы актерского мастерства, их последовательность
и взаимосвязь
Инструмент актера - его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые Станиславским "элементами творчества". Тело актера, голос, нервы, темперамент являются его орудием труда, объединяя творца и материал в е ...