Когда ученые говорят, что XXI в. будет веком генетики, то следует придавать особое значение организации социальной, духовной жизни, нравственным, эстетическим критериям оценки достижений в области физиологии, генной инженерии, в сфере информационно-компьютерных преобразований
В процессе своего развития человек вступает в неизмеримо сложные, принципиально новые взаимоотношения с окружающим миром от микрокосмоса до макрокосмических процессов. Резко увеличивается сумма знаний, появляются новые науки. Социальные, моральные, духовные изменения не могут не сказаться на психобиологической природе человека. Изменяя окружающий мир, человек изменяет и самого себя. Возможности нервной системы колоссальны. Мы часто о них и не подозреваем. Та же телепатия и сегодня воспринимается как досужая выдумка лжеученых.
По мнению И.М. Забелина, эволюция еще не завершилась. Дальнейшая эволюция психики человека пойдет по линии все более полного закрепления человеческих признаков с последующей передачей их по наследству, в том числе это касается и передачи знаний, закрепляемых в словах. Общее социальное значение знаний, добытых наукой, неизмеримо возрастет и во многом будет определять сущность человека.
Нельзя не сказать о трудах известного в конце XIX века психиатра, криминалиста, профессора Туринского университета Чезаре Ломброзо, автора теории «прирожденного преступника». И не только потому мы возвращаемся к его работам, что он оставил заметный след в криминальной антропологии, а прежде всего из-за остроты проблемы сегодняшней преступности, из-за того, что подобные исследования проводятся и в настоящее время.
По мнению Ломброзо, психологическое, психиатрическое, физиологическое и патологоанатомическое изучение преступников позволяет выявлять признаки «прирожденных преступников» вплоть до профессиональных категорий.
В силу законов наследственности могут возводиться и даже усиливаться негативные психофизические особенности его далеких биологических предков.
Он создал галерею «преступных типов». Для преступника характерна неразвитость черепно-мозгового аппарата, покатый лоб, непомерно большие челюсть и скулы, длинные руки, низкорослое мускулистое тело, неспособность к раскаянию, склонность наносить татуировки, пригашенную чувствительность. С целью профилактики он предлагал не только высылать преступников на необитаемые острова, но и физически их уничтожать.
Ломброзианство было взято на вооружение практикой расизма и фашизма. Оно играет до сих пор отрицательную роль. Однако боясь упрека в биологизации личности, недопустима и другая крайность — вульгарная социологизация.
Человек, культура, культура человека, культурный человек - мы часто пользуемся этими словами, не задумываясь об их содержании. Мы живем в мире культуры и не замечаем этого, как не замечаем воздух, которым дышим. Человек и культура находятся в неразрывном единстве: нет человека до ' или вне культуры, нет культуры до или вне человека. Наше мышление, язык, внешний вид и поступки - это феномены культуры, и создателем их является человек. Но и сам человек есть результат воздействия на него культуры. Степень участия в создании культуры определяется количеством и качеством потребляемой культуры, готовящей человека к культуротворческой деятельности, то есть определяется индивидуальной культурой человека. А индивидуальностью его делают накопленный опыт, приобретенные знания и умения, разбуженные и развитые чувства (они всегда уникальны и непередаваемы), соразмерные накопленному опыту. Вот эта индивидуальность и является творцом культуры, "окультуренным" предшествующим развитием культуры, культурным человеком, несущим в себе культуру своей эпохи и творящим ее. На этого человека, "возделанного" культурой, творящего культуру, человека культурного мы и попробуем посмотреть, используя такой метод социального познания как моделирование.
Культура - это то, что делает человека человеком. Как вторая, искусственная природа, культура связана с человеческой деятельностью: она есть результат деятельности, процесс и организация этой деятельности, отношения, которые складываются в процессе деятельности между людьми, к природе и самому себе. Человек начинается с первого культурного акта, выраженного в разумной деятельности, то есть в труде. Его деятельность есть причина культуры, а также ее результат. Культура - это способ реализации творческих возможностей человека. Удовлетворяя свои потребности, человек формирует особый мир предметов (от топора до сложнейших ЭВМ, от церковной организации до судебной палаты, от понятия красоты до научной абстракции кривизны пространства'», объективируя свой внутренний мир и тем самым расширяя предметное поле культуры. Работая с этим предметным полем, человек сам опредмечивается; расширяя круг своих потребностей и способностей В культуре смыкается субъективный мир творческой личности и объективный мир культурных ценностей, созданных человеком.
Другие статьи:
Украшательство в советском предметном формообразовании 30х гг
Роль художника в технич-м мире 30х гг. видится теперь в украшательстве форм. 30-е гг. были периодом укрепления сов. империи, культом личности Сталина. Эти процессы породили свой образ жизни, кот. отразился на предметном мире. В архитектур ...
Принятие христианства в Древней Руси
Как уже говорилось выше, вокняжевшись в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную р ...
Кабульский музей
Также известен как Национальный музей Афганистана.
Двухэтажное здание музея построено в 1922 году в 9 километрах к юго-западу от исторического центра Кабула, Афганистан.
Основой коллекции музея стала кунсткамера, которая начала работать ...