В истории античной культуры приоритет в создании института частного коллекционирования принадлежит воинственному и могущественному соседу эллинистических монархий – Древнему Риму.
Во время военных походов римскими трофеями становились не только оружие, имущество и земли побежденных народов, но и их обычаи, изобретения, элементы духовной культуры.
Под влиянием утонченной греческой цивилизации римляне стали испытывать интерес к ее произведениям искусства. Кардинальные изменения в системе древнеримских ценностей произошли после разграбления знаменитого своими художественными сокровищами Сиракуз, когда консул и военачальник Клавдий Марцелл отправил в Рим, украшавший Сиракузы статуи и картины.
На протяжении II - I вв. до н.э. произведения греческого искусства текли в Рим непрерывным потоком, служа доказательством побед римлян. Сначала их в качестве трофеев торжественно проносили в шествиях триумфаторов – на огромных телегах везли статуи, картины, вазы греческих мастеров, оружие, бочки с золотыми и серебряными монетами, дорогое убранство побежденного царя.
После демонстрации в триумфальных шествиях предметы искусства помещали в храмы и портики, ими украшали форумы и общественные сооружения. Свою долю получали и триумфаторы. Сопровождая статуи и картины подобающими случаю надписями, они посвящали их богам, но при этом немалая часть художественных трофеев оседала во дворцах и виллах, свидетельствуя тем самым о начавшемся процессе формирования института частного коллекционирования.
Его становление происходило в условиях неодобрения и противодействия со стороны традиционной общественной морали, осуждавшей и любовь к произведениям искусства, и стремление к единоличному обладанию ими. Но эта охранительно-консервативная традиция не удержалась, и уже к I в. до н.э. о частном коллекционировании можно говорить как о вполне сложившимся явлении.
Владельцем огромного собрания картин, статуй, предметов декоративно-прикладного искусства стал, например, диктатор Рима и завоеватель Афин Корнелий Сулла, опустошивший храм Асклепия и храм Зевса в Олимпии. Хитростью и шантажом, воровством и насилием составил одно из богатейших художественных собраний своего времени наместник Сицилии Гай Веррес.
Богатая художественная коллекция давала римлянину репутацию ценителя и знатока искусства, подтверждая его высокий социально-имущественный статус. Многие богачи, особенно новоявленные, стремились всеми средствами обзавестись собственной коллекцией. Но, естественно, не все знатные римляне собирали ее лишь ради престижа; были и такие, кто действительно ценил искусство - Цицерон, поэт Асиний Поллион, писатель Плиний Младший.
Собирательство в области художественной культуры постепенно приобретает черты, связанные с личным вкусом, склонностями, социальным положением владельца. Коллекции приобретают самостоятельную по отношению к их первоначальной функции семантику, все более соотносимую с социальным портретом владельца.
Развитие частного коллекционирование способствовало одновременному зарождению художественного рынка. В I в. до н.э. аукционы и предваряющие их выставки произведений искусства стали обычным явлением в римском обществе. Часто с публичных торгов уходили целые собрания. Такая участь постигла прославленные коллекции Помпея Великого после разгрома его войск Юлием Цезарем. Произведения искусства продавались также в лавках, расположенных в центре Римского форума вдоль “священной дороги”.
Чтобы обозначить истинную ценность предмета искусства, распознать подделку, для римских покупателей необходимы были услуги экспертов и консультантов. Вначале в этом статусе выступали греческие художники, а также копиисты, которые приобретали в процессе своей работы весомые познания относительно стиля и техники определенного автора. Лишь в I в. до н.э. стали появляться эксперты знатного происхождения со специальной подготовкой.
Другие статьи:
Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу
Конец XIX – начало ХХ вв. – эпоха, к которой еще долго будет возвращаться интерес критиков, исследователей, философов, историков культуры и искусства. Не затрагивая многих интереснейших черт этого периода в рамках дипломной работы, отмети ...
Ажурная резьба
Ажурная (сквозная) резьба по дереву, разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы ...
В.С. Высоцкий как объект музея в библиотеке
В предыдущей главе мы говорили о том, что выбор темы для музея в библиотеке мы связали с 70-летием В. Высоцкого. 25 января 2008 в России вспоминали замечательного поэта, актера и певца Владимира Высоцкого.
25 июля 1980 года, когда Москва ...