С падением Римской империи в 476 г. Европа вступила в средние века, где отличительной особенностью ее культуры становится религиозно-христианское мировоззрение и символизм, которые определяли нравственные нормы и ценности общества.
Средневековое искусство направлялось на религиозно-церковные нужды: архитектура и скульптура олицетворяли “библию в камне”, живопись изображала библейские сюжеты, средневековый театр был в виде религиозных мистерий, а самым популярным литературным жанром становятся жития святых.
Церковь осуждала античные идеалы красоты тела и души и, естественно, в таких условиях не могло быть места собраниям художественным произведений и исторических реликвий Эллады и Древнего Рима. Античные произведения искусства не представляли интереса как памятники ушедшей эпохи, так как для средневекового человека история начиналась с Библейской эры и вещь становилась реликвией, только если она подтверждала христианскую догматику, была связана с лицами и событиями истории христианства.
В период раннего средневековья художественные собрания античного мира теряли свою ценность. Одни творения греков и римлян погибли от рук религиозных фанатиков, которые считали скульптурные произведения “вместилищем духов”, другие же пали жертвой практического прагматизма: бронзовые статуи переплавляли на монеты, а мраморные пережигали в известь для получения строительного материала.
Средневековый человек, как правило, неграмотный, встречался с искусством в основном в храме, где для показа божественного присутствия богато оформлялись интерьеры и церковная утварь, подчеркивалась внешняя сторона религиозных обрядов. Предметы культа создавали из золота, серебра, драгоценных камней, янтаря, ведь их цвет и сверкание служили символом Бога. Рукописи, особенно Евангелия, оправляли в оклады из золота и серебра. Богослужебную одежду шили из парчи, бархата, шелка. Все эти вещи являлись высочайшими образцами декоративно-прикладного искусства, представляли материальную и художественную ценность. Поэтому для их хранения требовалось особая сохранность. Так стали появляться специальные места для хранения сокровищ церкви. В начале это была комната рядом с алтарем или пристройка к храму, в монастырях – отдельное здание (ризница), со временем появились настоящие церковные сокровищницы.
Церковные сокровищницы появились в Западной Европе в начале VII в., но подлинный расцвет в их строительстве наступил с началом правления Карла Великого. При нем появилось множество новых храмов и монастырей; в чьи храмовые сокровищницы щедро жертвовал ценности религиозного и светского характера, давая тем самым пример для прихожан.
Обогащала храмы и трофейная добыча военных кампаний. Так, в XI – XIII веках главным источником пополнения старых и возникновения новых сокровищниц стали крестовые походы. Например, во время IV похода был разграблен Константинополь, а вся военная добыча (церковные святыни, произведения искусства) была получена венецианцами и легла в основу создания знаменитой сокровищницы собора Сан Марко в Венеции.
Кроме дорогой богослужебной утвари в состав храмовых сокровищниц входили и реликвии, связанные с Иисусом Христом, Божьей Матерью, апостолами и мучениками. Это были одежда и предметы обихода святых, ткани, в драгоценных сосудах хранилось масло из погребальных лампад, а в ящиках с изображениями евангельских сюжетов держали “священную” почву Палестины. Были и споры между церквями за оригиналы реликвий, например, гвозди, которыми прибивался к кресту Иисус Христос, хранились чуть ли не в 30 из них.
Особо почитались мощи мучеников и святых. За обладание ими была настоящая борьба: их покупали, воровали, делили на части. Хранили их в реликвариях, изготовленных из благородных металлов, слоновой кости и украшенных драгоценными камнями. Они могли иметь форму готического собора, креста, или, если хранили часть тела святого – форму руки, головы и т.п.
С трепетом в западноевропейских церковных собраниях хранились и античные камеи и инталии, так как средневековые мастера уже не в состоянии были их воспроизвести.
Другие статьи:
Проблемы исторического развития культуры в трудах К. Ясперса
В культурологии разраб теории линейного развития К. Одна из таких теорий была разраб нем философом К. Ясперсом: '' Смысл и назначение истории'' (1949). Я. Предлож противоположность теории культ циклов идею, кот заключ в том, что чел-во им ...
Виды композиции
В соответствии с поставленной задачей можно создавать различные виды композиций. К ним относятся:
• плоскостная - композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью (композиция рисунка, аппликация, инкрустация, рисунок тка ...
Единство психического и физического в актерском творчестве
Поведение человека имеет две стороны: физическую и психическую. Причем одно от другого никогда не может быть оторвано и одно к другому не может быть сведено. Всякий акт человеческого поведения есть единый целостный психофизический акт. По ...