Кардинал Джулио Мазарини. Что мы знаем об этой весьма неординарной личности? С легкой руки Дюма данный человек представлен перед нами в весьма нелицеприятном свете. Но так ли это было на самом деле? Умнейший человек и тонкий политик - он не раз удерживал Францию на краю пропасти и оказывал самое мощное влияние на судьбы различных государств и контролировал политику на континенте По воспоминаниям современников Джулио Мазарини был личностью неоднозначной, но определенно выдающейся. Его дипломатический талант сыграл немаловажную роль в политике Франции. Мазарини рисуется как человек хитрый и циничный, но в то же время образованный и талантливый. Франсуа де Ларошфуко писал о нём: "Ум его был обширен, трудолюбив, исполнен коварства, характер гибок".
Мазарини был выдающимся меценатом и библиофилом. Крупный знаток библитечного дела современности Альфред Франклин считал, что "самыми известными крупными библиофилами XVII века являлись три великих министра Франции. Это Ришелье, Мазарини, Кольбер".Надо заметить, что даже в самый разгар политических бурь кардинал не забывал о свей коллекции книг. Во время Фронды,в 1652 году, он писал известному библиотекарю того времени Габриэлю Наде, следившему за библиотекой Мазарини: "В эти ужасные дни заботьтесь насколько возможно о сохранении моих книг. От этого зависит и ваше и наше состояние" Книги эти действительно представляли большую ценность – Ноде по приказу кардинала ездил по всей Европе, пополняя коллекцию, и вывез в общей сложности четыре тысячи книг.
Именно Габриэль Ноде в большей степени повлиял на формирование фонда библиотеки. Познакомившись со всеми крупнейшими библиотеками Европы, он скрупулезно и методично формировал фонд вверенной ему библиотеки. Он считал, что в библиотеке должны быть труды по всем отраслям знания, в лучших изданиях, в подлинниках или в лучших переводах, с лучшими комментариями. И не только книги "главных древних и новых авторов", но и всех, "внесших в науку что-нибудь новое".
Советовал он приобретать и религиозные произведения писателей других вероисповеданий. Он лично следил за благоустройством библиотеки (стеллажи, полки, мебель сделаны по чертежам Нодэ).
Собранный книжный фонд насчитывал 14400 ед. хранения. Говорили, что Нодэ ездил по всем странам, опустошая книжные магазины. Еженедельно по четвергам книги было поручено выдавать всем, кого это интересовало - любые книги по любым вопросам. Кардинал велел Нодэ также "щедро делиться и своими библиографическими познаниями". Библиотека Мазарини была лучше и больше королевской. Во время 30-летней войны, длящейся до 1648 г., все книжные трофеи шли в библиотеку кардинала Мазарини.
Библиотека Мазарини изобиловала редкими книгами, разумеется, большинство из них носило религиозный характер. Коллекция книг Преосвещенного Кардинала легла в основу первой публичной библиотеки Франции. После бегства Мазарини из Парижа во время Фронды его первая библиотека была потеряна.
Вернувшись в Париж, он стал заново собирать коллекцию. В 1643 году к библиотеке получили доступ учёные, а в 1661 году, после смерти Мазарини, по его завещанию библиотека перешла в собственность Коллежа четырёх наций. В 1682 году библиотека открылась в восточном крыле здания колледжа, в котором с 1805 года также размещается Институт Франции. Во время Французской революции и без того немалая коллекция из 60000 томов пополнилась за счёт книг, конфискованных у дворянства и церкви. Тогда же библиотека стала публичной.
Другие статьи:
Методологические основы исследования
Методологическим основанием исследования является диалектический анализ зрелища как особой формы деятельности в культуре. Концепция деятельности означает, что зрелище понимается не созерцательно, а активно как действие, творчество. Вместе ...
Влияние музыкантов и
художников на Мерса Каннингхэма
Взаимоотношение танца и музыки (или звука) в постановках Каннингхэма тоже нетрадиционно. Ни о каком «выражении» музыки с помощью движения не может быть и речи, так как одна из основополагающих идей Каннингхэма, также как и Кейджа, этоR ...
Становление классической музыки. Великие композиторы 17-18 века
На рубеже XVI-XVII столетий полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии (от греч. "хомос" - "один", "одинаковый" и "фоне" - "звук", "голос& ...