Процесс управления можно разделить на составляющие, которые называются функциями управления. Существуют следующие функции управления:
1. Прогнозирование и планирование.
2. Принятие решений.
3. Организация работ.
4. Координация и регулирование.
5. Мотивация и стимулирование.
Первая стадия управленческого процесса – прогнозирование – представляет собой оценку вероятных событий с целью выработки направлений развития, а также величины необходимых ресурсов для результативной деятельности.
На основе прогноза осуществляется планирование деятельности предприятия. На этом этапе ставятся цели и путем плановых расчетов намечаются сроки их выполнения. Сущность организации в процессе управления заключается в том, что создание организационной структуры управления позволяет компетентно решать возникшие проблемы.
Координация и регулирование необходимы в процессе управления при отклонениях от запланированных результатов. Жизнь, повседневная реальность вносит свои коррективы, что, в свою очередь, заставляет регулировать процесс производства. Например, в результате неожиданного роста популярности исполнителя, увеличился спрос на его выступления. Руководству организации необходимо срочно принимать меры: заключить договор с этим исполнителем о его дополнительных выступлениях на площадках организации и стать основным организатором его концертов.
Известно, что главным двигателем организации является её персонал, от качества выполнения обязанностей которого, во многом зависят результаты деятельности предприятия. С этой целью в процессе управления используются различные методы мотивации и стимулирования труда работников. Это моральные и материальные стимулы (премии, благодарности и т. п.). Особенность управления персоналом в учреждении культуры в эти годы состояло в отсутствии средств для материального стимулирования. В таких организациях основная часть персонала работала из любви к искусству и из – за невозможности найти применение себя в других отраслях экономики.
. Данный этап на уровне организации отличают: разработка пятилетних планов экономического и социального развития; появление целевой стадии планирования; отказ от жесткой регламентации; "сверху" доводятся лишь контрольные цифры, которые не носят директивного характера и служат ориентирами при составлении организациями культуры годовых планов. Этот этап можно расценить как попытку перехода к планированию на основе стабильных экономических норм и нормативов.
Реализация программно – целевого планирования связана с разработкой программ культурного развития (федеральных, региональных) культурных проектов, бизнес-планов. Направленность культурных планов на решение конкретных проблем это и есть интеграция ресурсов и исполнителей. На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабатывают и утверждают планы своей деятельности.
В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать следующие виды планов: перспективные и текущие.
Перспективное планирование осуществляется путем разработки целевых программ. Перспективы развития определяются исходя из миссии, целей и задач, предусмотренных Уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческого, производственного и социального развития организации. Текущее планирование осуществляется путем разработки плана текущей деятельности, конкретизирующих задания планов (на год, квартал, месяц).
Творческие, экономические, социальные и прочие планы определяют соответствующие стороны развития коллектива. Планы творческой деятельности могут охватывать какой – то один вид деятельности, например, выпуск новых программ или прокат текущего репертуара (тематический план) или ряд направлений работ (комплексный план). К планам экономической деятельности можно отнести инвестиционные планы и сметы. Как особенность - можно выделить взаимосвязь планов творческой и экономической деятельности. При изменении объемов финансирования возможна корректировка творческих планов.
В новых условиях план становится рычагом саморегулирования жизни творческого коллектива, он нужен не только руководству, но и каждому работнику организации. Любой работник или подразделение – соучастник воплощения общей программы, и именно план подскажет ему конкретные задачи, соединит все усилия и интересы. Поэтому в планирование важно вовлечь все подразделения, договориться о роли каждого в общем деле.
Другие статьи:
Роль Киево-Могилянской академии в развитии науки и образования на Украине в
16 – 18 века
Киево – Могилянская академия не только способствовала расширению среди широких верств народа научных знаний, но и формированию духовных ценностей. Среди воспитанников и слушателей академии были ученые, поэты, философы. Академия была центр ...
Становление
музейного дела в 1917 – начале 1920-х гг
Период между мировыми войнами, охватывающий четверть века, вобрал в себя множество событий мирового значения, центром которых стала Европа. Именно здесь с интервалом в два десятилетия произошли две мировые войны. Резко обнажился новый иде ...
Украинская портретная живопись 18 века
Реалистические тенденции были характерны для портретной живописи, который отмечался наличием разных стилей. Именно стилевые отличия портретной живописи стали ее специфической особенностью. Среди мастеров живописи стоит отметить Иову Кондз ...