«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства,- писал И.Э. Грабарь,- приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм,- словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».
Природная архитектурная одаренность русского народа была развита наследственной выучкой древнерусских зодчих и любовным изучением многочисленных образцов, так что ремесленный навык перерастал в тонкое чутье и понимание красоты, равное по силе могучему и безошибочному врожденному инстинкту. Это качество русские зодчие передали и мастерам нового времени
Живой интерес русского человека – еще в самые отдаленные времена – к своему историческому прошлому очень показателен для характеристики духовного облика образованного русского человека, во все эпохи стремящегося познавать настоящее путем сопоставления его с прошлым. Ни в какой другой литературе летописание не занимало такого большого места и не играло такой большой роли, как в русской. Ни прочие славянские литературы, ни литературы европейского Запада не создали ничего равноценного нашей летописи. Такой видный для своего времени знаток древнерусского летописания, как немецкий ученый Шлецер, которого трудно заподозрить в пристрастии к русской литературе, обозрев древние иностранные летописи, в том числе и немецкие, писал: «Теперь пусть сравнят беспристрастно русское богатсво с бедностью всей верхнесеверной истории; Нестерову древность с молодостью скандинавов, прочих славен и венгров; полноту и связь в русской истории с отрывками других; ее правдивость и важность с легкомысленными выдумками первых скандинавских, славянских и венгерских временников и всеми их продолжениями до 16 столетия! . Долгое время Нестор остается единственным летописателем между своими сотоварищами». И далее: «Нестор, еще раз повторяю, на всем этом обширном поприще есть один только настоящий, в своем роде полный и справедливый (включая чудеса) летописатель».
И в наши дни летопись не потеряла своего большого не только историко-познавательного, но и воспитательного значения. Она продолжает служить воспитанию благородных патриотических идей, учит глубокому уважению к славному историческому прошлому нашего народа.
Родословное древо нашей культуры своими корнями уходит в таинственные толщи столетий; эти корни питались глубокими подпочвенными соками, невидными невооруженному глазу. Потребовалась работа не одного поколения ученых, художников-реставраторов, собирателей-коллекционеров, подвижнический труд знатоков, для того, чтобы приоткрылась завеса времени, и мы увидели безграничный и неисчерпаемый мир образов Древней Руси.
В наши дни (для многих нежданно-негаданно) художественные явления средних веков – произведения живописи, музыки, архитектуры – стали живой и зримой действительностью; в бурных ритмах современности зазвучали соразмерные напевы древнерусского искусства, а краски, которые вчера еще представлялись блеклыми, становятся цветом, светом и воздухом эпохи.
Нельзя не гордиться тем, что наша страна поставила некогда подпись в числе других крупнейших стран мира под международной конвенцией, в основу которой был положен так называемый «пакт Рериха», обязывающий защищать и охранять памятники культуры, где бы они не находились.
Многое можно увидеть в исторических далях, если посмотреть на живую древнюю Русь из-под ладони, неторопливо и внимательно. Путешествие это будет еще продолжаться, и продолжаться, как с каждым новым поколением продолжается жизнь.
Другие статьи:
Тема кризиса культуры в философских и куль-х исслед конца XIX-XXвв
Кризис К. – это традиц тема в рамках исслед-й фолософоф и культ-в. Проблематика кризиса К. была порождена изм-м в жизниевроп общ-ва этого периода. Эк нестабил, мировые война и рев-и, фашизм и геноцид, упадок традиц цен-й, утрата веры в на ...
Субкультура и контркультура
культура концепция культурология
Субк-ра – это такие явл-я к-ры, кот. идут вразрез, отрицают принятые в общ-ве ценности, нормы, принципы, идеалы. Существ-е субк-ры обьясняется соц-ми, этн-ми, демограф-ми различиями, существ-ми в общ-ве. ...
Исторические музеи
В начале XIX века музеи впервые начали выполнять определенную роль в пробуждении национального самосознания у этносов, которые находились под чужеземным гнетом или подвергались агрессии со стороны сильных соседей. Одновременно пришло приз ...