Рубеж тысячелетия совпал с переходом человечества к третьей стадии развития (после аграрной и индустриальной), которую обычно обозначают как информационное общество. Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов: как войти в аккаунт гугл плей
v электронные информационные ресурсы становятся важным ресурсом и подлинно ведущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития;
v формируется рынок электронных информационных ресурсов как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;
v развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность;
v развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-телекоммуникационных технологий существенно меняет модель образования, труда, общественной жизни и отдыха.
В информационном обществе деятельность людей все в большей степени зависит от их способности эффективно использовать электронные информационные ресурсы. Для свободной ориентации в электронных информационных потоках современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать электронные информационные ресурсы с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств связи. Заложить фундамент информационной культуры призвана дисциплина «Информационная культура», которая должна изучаться со школьной скамьи, затем приобретать более целенаправленный характер. Это дисциплина новая, своим появлением она обязана бурному развитию информатизации общества.
Культура, как известно, принадлежит к числу наиболее сложных и многоликих социальных явлений, поэтому она понимается весьма неоднозначно, так как часто выступает в качестве составляющей человеческой деятельности (культура техническая, экологическая, художественная, культура мышления и чувств, труда, обычаев и т.д.).
Информационная культура соотносится с областью информационной деятельности людей в обществе, т.е. с реализацией всей совокупности информационных процессов, используемых человеком.
Таким образом, основным капиталом XXI века станет не природно-ресурсный потенциал страны, даже не финансы, а интеллектуальный (в том числе научно-образовательный, информационный и коммуникационный) потенциал и информационная культура. Страны, лишенные такого «капитала», будут быстро отставать и превратятся в сырьевые колонии или придатки других стран, либо в «экономически грязные» цеха мировой экономики.
Научно-образовательный, информационный и интеллектуальный потенциал, на котором только и могут базироваться высокие технологии нового века, во всех сферах жизни общества невозможно быстро создать, даже располагая другими видами капитала. Нужна устойчиво работающая наука, образование, профессиональные, политические и управленческие структуры, оснащенные современными информационными технологиями.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
В начале 90-х годов наряду с иными особенностями этого периода наступило осознание информатики в предельно широком социокультурном контексте. Такие феномены, как информация, информатизация общества и другие, теперь прямо соотносятся с культурой человечества и с основными тенденциями её дальнейшего развития.
В этом плане, в частности, начато изучение информационной культуры личности и общества как особой грани человеческой культуры в целом. Имеется в виду интегральное обозначение тех аспектов культуры, которые непосредственно отражают всю совокупность информационных процессов, используемых человеком. Информационная культура включает такие составляющие: средства массовой информации; печатные средства; новые информационные технологии.
Учитывая, что человечество приступило к созданию информационного общества, в данной статье рассмотрим информационную культуру с учетом формирования данного общества на базе новых информационных технологий и телекоммуникационных средств.
Между тем подавляющее число публикаций в этой области посвящено только технике, как будто техника существует сама по себе и только для себя. Иногда в пылу информационных преобразований все-таки вспоминают о человеке, преподнося мрачные сведения о влиянии ПК на его здоровье. Азы информатики и массовый переход на «ты» с компьютерами уже дают о себе знать, т.е. мы являемся живыми свидетелями перехода общества из индустриального в информационное, что влечет изменение в культуре поведения человека, т.е. он должен научиться жить по правилам информационного общества. Хотя в Законе «О Национальной программе информатизации» (раздел 1 ст. 1) приведено содержание основных терминов и понятий, относящихся к информатизации, об информационной культуре пока не упоминается, как и в других нормативных документах по вопросам информатизации, но в научной литературе такое понятие существует. Однако его содержание полностью не раскрыто.
Другие статьи:
Дворцы Петербурга
Известно, что Летний дворец Петра I — это самый ранний и самый скромный из петербургских дворцов. На левом берегу Невы в том месте, где из нее вытекает река Фонтанка, первую царскую резиденцию — деревянное здание «голландского» фасада — в ...
Особенности и классификация театральной музыки
Музыка активно формирует впечатление зрителя, но делает это, как правило, незаметно, ненавязчиво, почти всегда оставаясь вне его конкретного восприятия. Зритель обычно уносит общее впечатление о спектакле, оценивает игру актеров, режиссер ...
Первый "генетик" мира – ветхозаветный Моисей
Успехи генетики у некоторых теоретиков порождают поразительные выводы, от которых действительно может закружиться голова. Генетика, как известно, прошла свой путь от известных законов Менделя до клонирования живых существ. Так, биолог Е.Г ...