Политика. Культура периода архаики начала складываться уже с конца VIII в. до н.э. Тогда начинается колонизация, благодаря которой влияние греческой культуры распространилось с материка на соседние регионы Малой Азии. В свою очередь греки знакомились с достижениями других народов и творчески перерабатывали их. Все это способствовало стремительному подъему их культуры.
Развитие земледелия, торговли, ремесел требовало все более активного использования труда рабов. Рабы становились самым доходным товаром. Огромное значение для экономики имело формирование системы денежного обращения (конец VIII в. до н.э.). Деньги стимулировали накопление доходов для последующих вложений в развитие ремесел, судоходства, в строительство общественных сооружений.
В период архаики окончательно утвердился полисный принцип устройства греческого общества. Старая земледельческая аристократия вступила в конфликт с набиравшими силу торговцами и ремесленниками. На первых порах борьба новых социальных сил за власть нередко приводила к установлению тирании – единоличной формы правления, при которой властитель защищал в известной мере интересы мелких и средних земледельцев, ремесленников и торговцев и формально допускал некоторые выборные должности. Произвол аристократии ограничивала и зарождавшаяся система права. Сложившиеся из обычаев правовые нормы постепенно приобретали характер стоящего над индивидуальной волей закона. Выдающимися реформаторами права того времени были Солон и Клисфен, которые заложили основы демократического законодательства и институций выборного правления.
Религия. Греческая религия по-прежнему выполняла консолидирующую роль в обществе. Важное значение при этом имел культ Аполлона в Дельфах. Влияние дельфийской сакральной коллегии в греческом обществе было чрезвычайно велико, но носило чисто культовый характер, так как жрецы не участвовали в государственном управлении. В полисах выборные жрецы ведали таинствами и обрядами, одновременно осуществляя религиозное просвещение граждан. Большую роль в греческой религии играли культы Диониса и Деметры.
Дионисии справлялись 4 раза в год. В эти дни устраивались торжественные веселые шествия с песнопениями в честь бога виноделия Диониса, жертвоприношения, шуточные игры, представления, пиры, проводились соревнования драматургов. Будучи антиподом аполлоническому идеалу гармонии и спокойной величавости, Дионисии вводили человека в область «божественного безумия», где уже не действовали законы привычного мира и наблюдалась невоздержанность во всем (в винопитии, эротике, танцах и т.п.). Однако культ Диониса заключался отнюдь не в поощрении разнузданности, а в предупреждении тенденции к застыванию и окостенению аполлонических форм, которые, по представлению Фр. Ницше, должны были как бы «взрываться» народной творческой энергией.
Элевсинские мистерии, связанные с культом Деметры, сначала были древним аграрным праздником осеннего умирания и весеннего воскресения растений. Но в архаической Греции этот культ осмысливался и как проблема смерти и воскресения человека в круговороте живого. Во время таинств посвящения люди переживали мистическое проникновение в иной – полный чувственных стихий, рационально не освоенный мир.
Философия и протонаука. Приземленность религии, разнообразие культов, мифов создавали в Греции особую духовную атмосферу, располагавшую к свободному мышлению и появлению философских концепций устройства мира. К тому же встречи греков с различными культурными мирами, развитие ремесел, требующих от мастеров здравого смысла и смекалки, привели к достаточно радикальной для того времени рационализации греческого мировосприятия. И в VI в. до н.э. появляется одно из величайших завоеваний греческой культуры – философия, зарождается протонаука. К примеру, Анаксимандр одним из первых описал космос как циклический физический процесс. Фале с своей теоремой о равнобедренном треугольнике впервые ввел доказательство в математику. Пифагор заложил основы геометрии, выработал аксиоматический метод построения науки, создал прообраз научного сообщества, своего рода образованного братства. В VI в. до н.э. начала складываться и греческая система начального образования с музыкально-гимнастическим уклоном (гимнастика, музыка, танцы, письмо и чтение).
Другие статьи:
Производственные опасности при производстве деталей
методом литья по выплавляемым моделям
При изготовлении ножек сундучка методом литья по выплавляемым моделям рабочие подвергаются следующим опасностям::
1). Поражение электрическим током (незащищенные провода, детали источников питания).
2). Опасность травматизма, связанная ...
Контурная резьба по дереву
Контурная резьба оп дереву , один из видов деревянной орнаментальной резьбы, получивший широкое распространение в народном искусстве с начала 15 века. Выполняется в виде линии, прорезанной по контуру рисунка. Четкий, несколько сухой, орна ...
Морфология культуры
Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчаст ...