Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) – уникальное явление в истории мирового искусства. Её технику японцы заимствовали из Китая. Изначально печатная продукция носила ремесленный характер, как самостоятельный вид искусства японская гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии (1603 – 1868). слива краснолистная
Укиё-э – это один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо. Термин был заимствован из буддийской философии, означает буквально «мир скорби» – так именуется мир сансары, мир преходящих иллюзий, где удел человека – скорбь, страдания, болезни и смерть. Этот мир , с точки зрения традиционно мыслящих японцев, такой же иллюзорный и преходящий, как сновидение, и его обитатели не более реальны, чем существа из мира грёз. Мир преходящих наслаждения также стал именоваться укиё-э, буквально означавшим «плывущий», «проплывающий мимо».
В центре внимания художников укиё-э были обитатели этого непостоянного мира преходящих удовольствий: прекрасные дамы, как правило, знаменитые гейши и куртизанки (жанр бидзинга), актёры театра кабуки (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемые сюнга – «весенние картинки»), сцены любования прекрасными природными явлениями, праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катё-га), виды природных ландшафтов (фукэй-га), знаменитые самураи (муся-э).
Основоположником японской гравюры укиё-э считается Хасикава Моронобу, он стал первым создавать не только книжные иллюстрации, но и станковые произведения. Сначала она в основном была чёрно-белая, печать производилась с одной доски, затем, стремясь разнообразить колористическое решение листа их стали раскрашивать от руки – сначала одним, затем двумя и тремя цветами.
Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник. художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок. Потом делалось несколько чёрно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.
Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли себе позволить потратить деньги на картины.
Другие статьи:
Происхождение слова
"культура" в России
Слово "культура" вошло в русский язык довольно поздно - оно стало известно, как отмечает П.Я. Черных, лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 г ...
Особенности графики японских мастеров
Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) – уникальное явление в истории мирового искусства. Её технику японцы заимствовали из Китая. Изначально печатная продукция носила ремесленный характер, как самостоятельный вид искусства япон ...
Становление классической музыки. Великие композиторы 17-18 века
На рубеже XVI-XVII столетий полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии (от греч. "хомос" - "один", "одинаковый" и "фоне" - "звук", "голос& ...