Время и место написания портрета точно не установлены: конец 1822-го или начало 1823 года, Италия или Париж. Произведение выполнено маслом в романтическом стиле. Существовала также копия портрета, которая оставалась у Кипренского, о чем известно из составленного после смерти художника «Реестра» картин, находившихся в его мастерской.
Вернувшись в 1823 году в Россию, Кипренский в числе других своих произведений выставил в Эрмитаже и портрет Авдулиной. В следующем году картина появилась на выставке в Академии художеств. Современники высоко оценили работу художника: «Портрет супруги генерала Авдулина с отличными достоинствами . кажется, сходство должно быть совершенно, ибо в физиогномии есть душа и какой-то особенный характер, печать натуры, а не идеала или случайного выражения. Портрет весьма окончен. Руки написаны и нарисованы прекрасно. Черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом».
В композиции ощущается влияние ренессансных образцов, а аксессуары таят в себе аллегорические намеки. Опадающий цветок гиацинта на фоне тяжелых свинцовых туч, несомненно, служит ключом к пониманию душевного мира изображенной женщины, одновременно хрупкой и холодной. Некоторые особенности композиции позволяют думать, что, работая над портретом, Кипренский вспоминал произведения великих мастеров прошлого, в частности знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи. Руки Екатерины Сергеевны сложены совсем как у Джоконды на знаменитом полотне, которое Кипренский видел в Лувре. Да и сама композиция портрета словно заимствована у мастеров эпохи Возрождения: женщина сидит в тёмной комнате перед окном, за которым открывается пейзаж.
Однако пейзаж у Кипренского — это не выписанный во всех деталях ландшафт и не изображение конкретного города, а неясный, романтический вид.
Характер образа — элегический, минорный. Портретируемой, кажется, свойственна внутренняя сосредоточенность, некоторая отчужденность, что остро ощущается в жесте плотно сомкнутых рук, в замкнутости силуэта фигуры, в пластической четкости форм. Колорит построен на сочетании желтых, белых и черно-серых тонов, рисунок отличается большой точностью.
О женщине, позировавшей художнику, сохранилось немного сведений. Авдулина Екатерина Сергеевна (1788-1832) - внучка купца-миллионера Саввы Яковлева и дочь С.С.Яковлева, действительного статского советника и кавалера нескольких орденов. Замужем за генерал-майором лейб-гвардии Кавалергардского полка А.Н.Авдулиным. В Петербурге Авдулины были известны своими балами, на которых бывал А.С. Пушкин.
Другие статьи:
Технология Фьюзинга
Технология Фьюзинга, также известна как Техника спекания. Фьюзинг стекла даёт возможность использовать витражи различной формы, структуры и толщины, витражи могут иметь радиус. Рисунок при технике Фьюзинг никогда не повторяется.
При изго ...
Основные пути по сохранению творческого состава Филармонии в период
экономического кризиса 1993-1997гг
На протяжении всего своего существования Филармония стала предметом интереса многих журналистов, критиков, музыковедов, деятелей культуры и искусства.
Духовно-культурное служение - так можно определить миссию московской государственной а ...
Использование документов
РГИА исполняет запросы по следующей тематике:
1. Генеалогические запросы и прочая персоналия.
Сотрудники отдела выявляют, и, по соглашению с заказчиком, копируют или излагают информацию (в случае необходимости с соответствующей верифика ...