Мифология (как совокупность мифов) — это первоначальная форма собственно духовной культуры человечества. За время своего существования человечество создало универсальные культурные феномены, позволяющие лучше понимать друг друга, ощущать связь времен, смысл жизни. К таким феноменам относятся ритуалы и обряды, театральное и прикладное искусства, живопись, танцы, сказки, мифы. В этом перечне мифы занимают особое место.
С греческого «миф» переводится как «слово», «предание». В мифе мы находим основы мировоззрения человека, т.е. то, что составляет веру человека в тот или иной порядок вещей. Мифу верят, в нем ищут подтверждение правоты жизненных устоев.
Миф — это освоение и обобщение культурного пространства фантазийно-образными средствами.
Миф — это способ породнения человека с миром.
В исследовании по мифологии можно выделить несколько подходов:
а) мифы как продукт художественной фантазии;
б) мифы как способ объяснения мира, рационализация действительности (Э. Тейлор);
в) символическая теория мифов (Э. Кассирер);
г) изучение мифов в качестве особенностей первобытного мифологического мышления (К. Леви-Строс).
Символика мифа, так же, как и символика искусства, заключается в том, что идеи и чувства выражаются условными знаками или предметами. Наряду с языком и искусством мифология как символическая система по-своему моделирует окружающую действительность. Так, языческий пантеон древних греков, славян, индейцев, других народов представляет собой олицетворение природы и социальных сил. За каждым из божеств закреплены определенные функции, и это делает жизнь людей предсказуемой и понятной.
Относительно природы мифов ученые выделяют следующие аспекты:
а) мифы тесно связаны с магией и обрядом и вносят порядок в жизнь сообщества;
б) природные силы выступают в мифах в антропоморфном виде, иными слова, природа очеловечивается;
в) мифотворчество — один из универсальных способов объяснения жизни. Миф восполняет пробелы знаний.
Миф как явление культуры имеет ряд особенностей: синкретизм, символизм, метафоризм, генетизм.
Правремя — время закладывания основ человеческого существования. Это линейное время. В нем первопредки и культурные герои создают мир и образцы социального поведения. В нем появляются первопредметы: огонь, копье, хлеб . Характерный признак мифологии — обращенность в прошлое.
Миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность достигла своего воплощения и осуществления. Нам сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого «что-то».
К числу наиболее ранних форм верований относятся:
анимизм — вера в душу и духов, одушевленность различных природных объектов;
тотемизм — вера в кровнородственную связь человека с животными;
фетишизм — почитание неодушевленных предметов;
шаманизм — применение методов экстатического общения со сверхъестественным миром, выделение особых лиц, которым приписывается способность общения с «тем» миром;
магия — система идей и верований, практических приемов воздействия на мир.
Возраст человечества равняется приблизительно миллиону лет. Однако история культуры не совпадает с этим гигантским сроком; прошло 9/10 этого времени, т.е. свыше 900000 лет, прежде чем человек вырос до состояния первоначальной культуры, а из этих оставшихся ста тысяч лет только самые последние 6 тысяч приходятся уже на писаную историю цивилизации как таковой.
Изготовление примитивных каменных орудий восходит к древним временам нижнего и среднего палеолита. Благодаря этой «школе», длившейся тысячелетия, вырабатывалась мыслительная способность к обобщению опыта. И только в пору позднего палеолита, в ориньякский период, появляются первые следы первобытного искусства. Это означает, что, овладев созданием утилитарных форм, человек поднялся до создания формы художественной. Оно носило синкретический характер, т.е. представляло собой сплав искусства, мифологии, религии. Одной из причин этого была тесная связь культуры с трудовой деятельностью.
Дошедшие до нас памятники первобытной культуры представлены главным образом произведениями изобразительного искусства. Всемирную известность получили росписи, обнаруженные в пещерах Ласко, Альтамира, Фон де Гом, Нио. Правомерно говорят о «реализме» искусства первобытного человека, которое проявилось в точности и лаконичности рисунков, в умении передать характерные черты внешнего облика и поведения животных. Первобытная скульптура представлена большей частью фигурками женщин (5 – 15 см) из камня и кости с гипертрофированными (огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь, непомерно большие груди) формами тела, схематизированными головами и руками — так называемые «Палеолитические Венеры». По-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизирующие плодородие.
Первые архитектурные сооружения — мегалиты (дольмены, менгиры, кромлехи) использовались для культовых церемоний, погребений и выполняли роль астрономической обсерватории.
Другие статьи:
«Кочевая» жизнь труппы до 1967 года
Как мне кажется, гастрольной деятельности театра в данный период времени стоит уделить особое внимание, так как до появления своего здания в 1967 году гастроли и были главной составляющей жизни труппы. В 1946 году появилась хотя бы база д ...
Краткое содержание комедии «Трумф», или «Подщипа»
Немецкий принц Трумф влюбился в Подщипу, дочь русского царя Вакулы. Подщипа любит и обручена со Слюняем, русским князем.
Трумф решает добиться Подщипы силой – начинает военную кампанию против царя Вакулы. Достаточно успешно: занимает пре ...
Контркультуры
Наиболее из старейших контркультур является контркультура преступного мира. Ее появление было вызванно естественным обособлением лиц нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В резул ...