История древнего мира развивалась медленно. Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделали великие цивилизации Древнего Востока — Египет и Месопотамия. Здесь на рубеже IV – III тыс. до н.э. утвердился новый социальный порядок, возникла государственность. В области религии осуществился переход к развитому пантеону богов, к обожествлению царской власти. Фундаментальные изменения произошли в художественной культуре. Изобразительное искусство, литература, ремёсла приобретают самостоятельное значение. В восточных деспотиях идейным содержанием искусства становится возвеличивание власти богов и царей, прославление мощи государства. Эти тенденции закрепляются в строгих законах и традициях, появляется канон (система ненарушимых правил и норм), сохраняющийся на протяжении тысячелетий. Канон предписывал художнику правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных. Художник выступал в роли хранителя священных законов, наиважнейшим из которых являлось разграничение посредством искусства жизни земной и вечной. Каноническая культура Древнего Востока выработала язык, отвечающий идее постоянства — экономный графический знак, четкий контур, строгую и ясную линию.
Одна из типичнейших черт древневосточного искусства — склонность к символизации художественных форм, вызванная желанием приостановить и обобщить в символической фигуре длительный человеческий опыт в постижении внутренней сути вещей. Важнейший символ древневосточной художественной культуры — Солнце. Обычно оно является знаком красоты. Семантика этого образа соединила в себе элементы различных культурных форм (философского, морально-этического, религиозного, художественного и др.). Солярное божество становится верховным государственным божеством.
Художественной культуре Древнего Востока присуща элитарность. Искусство живописцев практически не отделялось от искусства писцов, т.е. мудрецов и словесников.
Древневосточная художественная культура сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же, как и их древние предки, народы Древнего Востока считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала.
Художники не стремились в предмете искусства выразить субъективную авторскую позицию. Личностное начало отсутствовало. Общественное, коллективное получало высокое сакральное значение. Обязанностью художника была реализация всеобщих смыслов.
Древневосточные культуры, покинув первобытность, не преодолели мифологического способа отношения человека к миру. Однако теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древневосточные государства жили за счет орошаемого земледелия и общественных запасов зерна. Все это требовало жесткого административного управления. Поэтому в основе этих государств лежит отрицание проявлений индивидуальности — восточная деспотия, характерная для всех стран Древнего Востока — Египта, Индии, Китая, Месопотамии.
Шумерский владыка, египетский фараон, китайский император — это не просто предводители войска, захватившие бразды правления, это правители-боги. Они выступают как посредники между богом и людьми, как воплощение божественного могущества. Деспотический характер власти позволил осуществлять правителям грандиозные общественные работы по созданию ирригационных систем, строительству дворцовых и храмовых сооружений, так, как, например, египетские пирамиды, Вавилонская башня, ворота Иштар, Луксорский и Карнакский храмы, Великая Китайская стена.
Другие статьи:
Описание изделия
Мое изделие представляет собой панно с подсветкой, которое называется «Сакура». Оно состоит из: литых накладок в виде барельефа дерева и иероглифа, изготовленных из литейной латуни ЛЦ30А3, легированной алюминием, который обеспечивает хоро ...
Религиозные верования в
процессах становления цивилизации и культуры
В самую древнейшую эпоху, когда человек еще становился человеком, уже существовали некие предметы, объекты, которые трудно назвать божествами в более поздних смыслах, но которые были значимы для жизни людей ничуть не менее, чем боги, и ко ...
Понятие утопии
Само понятие утопия появилось в начале XVI века, когда увидела свет «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего То ...