Прочно сложившиеся средневековые представления впервые всерьез подверглись сомнению в Италии XIV в. В этой стране происходило более быстрое развитие городов и городской культуры, происходит переход от общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Термин «Возрождение» (renaissance — возрождение) по отношению к культуре Италии не случаен. Именно в Италии, на родине античности, возрождается идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек вновь становится главной темой искусства. От античности идут осознание того, что самой совершенной формой в природе является человеческое тело. Гуманистическая культура Ренессанса пронизана мечтой о новом человеке и его духовном развитии.
Возрождение — термин, впервые введенный в XVI в. Джорджио Вазари — архитектором, живописцем, историком искусства — употребляется для обозначения целой исторической эпохи, которая была обусловлена началом перехода от Средневековья к Новому времени.
Хронологические рамки Ренессанса в разных странах охватывают эпоху со второй половины XIII в. до нач. XVII в. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на:
1) Раннее Возрождение, включая Проторенессанс — XIII – XV вв.
2) Высокое Возрождение — конец XV в. – первая треть XVI в.
3) Позднее Возрождение — XVI в.
До конца XV в. Ренессанс был явлением преимущественно итальянским, позже он нашел отклик и достиг пика развития в северных (по отношению к Италии) странах, т.н. «Северный Ренессанс». В Нидерландах, Испании, Германии, Англии, Франции расцвели живопись, литература, философия, архитектура.
Ренессанс — это эпоха великих открытий. Цивилизация Средневековья называлась морской (т.к. ее развитие связано со Средиземным и Балтийским морями), Возрождение возвестило начало океанической цивилизации. В 1492 году Колумб открыл для Европы Американский континент, в 1513 г. Кабрал открыл Тихий Океан, с 1519 по 1521 гг. продолжалось первое кругосветное плавание Ф. Магеллана. Активно изучается Солнечная система (И. Кеплер, Дж. Бруно, Г. Галилей). На смену веры в авторитет церкви приходит вера в авторитет науки. Это эпоха первоначального накопления капитала, эпоха авантюрных способов обогащения (в том числе пиратского), из 3-го сословия выделяется буржуазия.
Возрождение не было простым повторением античности, оно явилось сплавом античных традиций с традициями Средневековья и христианства, выдвинуло новый круг идей и образов, эстетических идеалов.
Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два направления — религиозное и светское. Первое нашло выражение в Реформации — движении, принявшем форму борьбы против католической церкви. Второе проявилось в формировании нового мировоззрения — гуманизма (humanus — человек, лат.).
Возрождение противопоставляло себя Средневековью, его идеологи поставили в центр своего творчества человека. Они отвергли жесткие ограничения средневековых канонов в изобразительном искусстве и принятые в нем условности. Важная черта Возрождения — индивидуализм. Теперь не происхождение определяло место и значение человека в обществе, а его способности и его деятельность.
Характерной чертой нового мировоззрения было пробуждение национального самосознания, формируется понятие отечества, его не могло быть в условиях феодальной раздробленности Средневековья. Изобретение И. Гуттенбергом в середине XV в. книгопечатания, появление газет оказали мощное преобразующее воздействие на европейское общество.
Мастеров Возрождения часто называют «титанами», имея в виду их универсальность: «Это была эпоха, которая нуждалась в титанах и породила таких титанов, по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености», — писал Ф. Энгельс. Соединение ученого и художника в одном лице, в одной творческой личности распространенное явление, например, Леонардо да Винчи был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, военным инженером, химиком, математиком, ботаником .
Такая связь науки и искусства — характерная черта ренессансной культуры. Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу — в область оптики и физики, через проблемы пропорций в анатомию и математику и т.д.
Основные представители искусства Возрождения.
Страна |
Живопись |
Архитектура и скульптура |
Литература и театр |
Италия |
Джотто ди Бондоне, Симоне Мартини, Мазаччо, Фра Беато Анджелико, Филиппо Липпи, Андреа дела Вероккьо, Сандро Боттичелли, Браманте, Палладио, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джорджоне, Тициан, Веронезе Паоло, Якопо Тинторетто |
Леон Батиста Альберти — Палаццо Руччелан во Флоренции Брунеллески — собор Санта Мария во Флоренции Микеланджело — капелла Медичи во Флоренции, ансамбль Капитолия и собор Св. Петра в Риме; скульптуры — «Пьета», «Давид» Донателло — конный памятник — Гаттамелате в Падуе, статуя Давида Донато Браманте — проект собора Св. Петра Палладио — палаццо в городе Виченце |
Данте Алигьери — «Божественная комедия» Франческо Петрарка — интимная лирика, сонеты Джованни Боккаччо — «Декамерон» Микеланджело — стихотворения Николо Макиавелли — политический трактат «Государь», стихи, поэмы Пьетро Аретино — комедии |
Нидерланды |
Ян Ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель ст. |
К. Флорис — ратуша в Антверпене |
Эразм Роттердамский — «Похвала глупости» |
Германия |
Альбрехт Дюрер, Лукас Карнах ст., Ганс Гольбейн мл., Грюневальд |
У. фон Гуттен — «Диалоги» Т. Мюнцер — проповеди | |
Франция |
Братья Лимбург, Жан Фуке |
Жан Гужон — рельефы церкви Сен-Жермен, круглая скульптура |
Франсуа Рабле — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Пьер Ронсар — стихи |
Англия |
У. Шекспир — трагедии, комедии, сонеты Э. Спенсер — поэзия Джефри Чосер — «Кентерберийские рассказы» | ||
Испания |
Эль Греко, Веласкес, Мурильо |
Хуан Эрреро — замки Мадрида |
М. де Сервантес — «Дон Кихот» Лопе де Вега — «Овечий источник» |
Другие статьи:
Физико-механические свойства материала изделия
Технологические свойства АК12 (АЛ2), по ГОСТ 2685 - 75.
Предел прочности σв - 14 - 16 кг/см2
Относительное удлинение δ - 2-4%
НВ - 50 кгс/мм2
Температура плавления 5770С.
Температурный интервал кристаллизации 5770С.
Темпер ...
Театральное действо как социальная и духовная «терапия»
Многотысячелетняя история театрального действа позволила ему накопить и более тонкий, интересный и сложный опыт вовлечения людей в ситуацию истинного Бытия (не побоимся здесь высоких слов). Как мы уже отмечали, театр испокон веку являлся ...
Творчі досягнення Дж. Ноймайер
Сам Ноймайєр відводить собі нішу в історії світового балету XX ст. між Бежаром та Дж. Кранко, маючи на увазі насамперед, тяжіння до великої форми. «На моїй роботі, наголошує Ноймайєр, позначається модерністський вплив. Разом з тим, знаючи ...