Действительно, узость ямы и глубина (приблизительно 60-70 см от дневной волосовской поверхности) не позволяют видеть в ней мастерскую. Наоборот, прямые аналогии ее “святилищным” ямам Сахтышских поселений свидетельствуют, что володарская яма также имела ритуальное назначение и представляла собой подземную часть погребального “святилища”. Следы перекрытия и наземной части, к сожалению, не сохрани-лись (или, скорее всего, не были прослежены в процессе раскопок). Сейчас можно лишь предполагать, что она имела простую шалашеобразную постройку. Это предположение в определенной мере подтверждается рас-положением ямы на близком расстоянии от синхронных ей могил, которые невозможно было бы выкопать, если бы строение имело форму и размеры волосовского жилища [7, c. 14-17].
Вторым памятником, где с определенной долей уверенности можно говорить о существовавшем “святилище”, является стоянка Кончанское IV с могильником. Здесь в 1970-е гг. М.П. Зиминой исследованы остатки небольшого строения, принятые ею за жилище. Строение прослеживалось по слабомощному пятну темно-серого песка овальной формы (4,5х2,1 м), вытянутому с З на В. Внутри его обнаружена линза черного песка размерами 1,6х1,2 м и мощностью 25-30 см. По нашему мнению линза являлась не очагом, как предполагала М.П. Зимина, а сгоревшим перекрытием-настилом “святилищной” ямы, истинная глубина которой в силу сильно опесоченного грунта не была установлена. Наземная же часть кончанского “святилища” предположительно имела вид шалаша, о чем как будто бы свидетельствуют размеры “жилищного” пятна и отсутствие каких-либо следов столбовой конструкции.[1, c. 45-46]
Из всех рассмотренных “святилищ” радиоуглеродным методом датированы только два на Сахтыше IIA. Первое функционировало в ранневолосовское время: угли, взятые непосредственно из-под маски, имели возраст 4790 +-180 л.н., а из заполнения ямы, т.е. когда она была уже заброшена, - 4430 +-250 л.н. Второе “святилище”, судя по углю со дна ямы, было сооружено в конце развитого периода, 4240 +-160 л.н.
“Святилище” на Сахтыше VIII синхронно ранним волосовским погребениям с янтарем, о чем убедительно свидетельствует его стратиграфия и, особенно, планиграфия. Наконец, поздним волосовом следует датировать “святилищные” ямы Сахтыша II, Володар и, возможно, Кончанского IV.
Таким образом, все известные на сегодняшний день “святилища” имеют достаточно однообразную конструкцию: наземная постройка с ямой внутри, перекрытой деревянным накатом. Хронологически они четко распадаются на два типа. Наземная часть ранних имела вид капитального строения, а у поздних она была шалашевидной.
“Святилища” располагались непосредственно на территории волосовских кладбищ и составляли с ними единое целое. Какие-либо признаки или даже слабые намеки на использование их в хозяйственных целях отсутствуют полностью, что доказывает их ритуальное назначение. Скорее всего, они были связаны с культом предков и с проведением каких-то погребальных ритуалов, а сами ямы могли имитировать могилы предков. (Обобщенный образ одного из таких предков, по нашему мнению, олицетворяла роговая маска)[1, c. 67-70].
Духовная культура волосовцев качественно отличалась от духовной культуры неолитического населения. В культурных слоях волосовских погребений найдены самые древние для лесной зоны Восточной Европы духовые музыкальные инструменты-флейты. Найдены игральные фишки, по внешнему виду напоминающие современные шашки. Поскольку одной из характерных черт волосовской культуры являются разнообразные кремневые и костяные фигурки людей, животных, птиц и рыб, это следует рассматривать как ритуальные или культовые предметы, связанные с магией охотничьего обряда. Подвески - лунницы по своему оформлению близки крылатым подвескам- изображениям птиц с развернутыми крыльями, которые связаны с представлениями древнего человека о душе, уходящей после смерти в загробный мир. Отмечается параллельное существование культа лося и культа медведя. Медведь был наиболее почитаемым, от него, по понятиям древних, произошел их род. Изображения и захоронения черепов этих животных известны на ряде памятников Среднего Поволжья. Захоронение животных (целиком или частично) совершалось как жертвоприношение духам. Продолжал существовать и культ оленя.
культура
Волосовская культура является культурой эпохи медного века довольно обширной территории-от нижнего и среднего течения Оки, верховьев Волги до среднего Поволжья на юге.
Несмотря на то,что данная культура является энеолитической, мы не можем говорить о развитии в ней производящего хозяйства. Основным занятием волосовцев было рыболовство.
Материалы стоянок представляют широкий комплекс орудий, как каменных, так и произведенных волосовцами из чистой меди. Культура активно контактировала с другими группами населения: об этом говорят многочисленные находки янтаря, принесенного с побережья Балтийского моря.
Другие статьи:
Научная новизна исследования
В данном исследовании новым является:
1. Понимание культурного смысла и игровой сущности зрелища в контексте игровой концепции культуры.
2. Анализ активной, деятельной природы массового зрелища как единства эстетического восприятия и со ...
Пром-я революц. ХVIII – XIX вв. и ее знач. для развит. формообраз-я предметного
мира
В сер. 19 в. в развитых странах Зап. прошла промышл-я революция и стали появляться нов. изобретения, много машин-механизмов. В 1851 г. состоялась 1-я всемирная промышленная выставка, где были представлены последние технич-е возможности и ...
Цвет в английском интерьере
Великобритания — остров дождей и туманов. Видимо, из-за нехватки солнечного света оттенки цветовой палитры традиционного английского стиля наполняют интерьер неизменным ощущением тепла. Как правило, это нежные и мягкие цвета — кремовый, г ...