В рисунках 1921 — 1922 гг. появляется тема, названная Г. И. Гуркиным «Свободный Алтай». Мечта о возрождении Родины, о том, что над ней восходит солнце новой жизни, может быть, наивно, но выразительно и трогательно передана ставшим постоянным мотивом восходящего солнца, щедро льющего свои лучи на землю. Вера в зарю новой жизни на Алтае была у художника так велика, что он выполняет целый ряд эскизов, а затем и картин, где воплощено благоденствие и процветание народа,
Лучи солнца, спет новой жизни, светильники в руках у алтайки учительницы ассоциируются в сознании и рисунках Григория Ивановича со светом просвещении, знания.
Вот рисунок тушью 1922 г, «Свободный Алтай», На фоне гор — прекрасный "Дворец науки и искусства*, перед ним фонтан (Аржан Кутук) источник сил, здоровья, мудрости Алтайка читает книгу ребенку, а слева — символическая фигура богатыря-алтайца, победившего зло и невежество, в руках его светильник знания и разума.
Какие бы эскизы о новой жизни своего народа не рисовал Григорий Иванович, в центре непременно возвышался Дворец науки и искусства, или Дворец народного творчества или школа.
В 1927г. в ноябре уже в Улале художник работает над эскизом плаката &Что нужно Автономной Ойротии!» На эскизе, в центре которого дети и алтайка, мать-учительница, со светильником в руках, автор пишет: «Источником возрождения новой, светлой культуры Автономной Ойротии должны быть: Школы, Наука, Знание! Все силы, нее средству только на это!»
Неоднократно художник использует еще один мотив для символического воплощения изменений на Родине — Тан-Чолпон, восходящая Утренняя Звезда.
На одном из рисунков сделана надпись: «Там родина моя, светлая мать, там мой Алтай». Тоскует, стремится в милые сердцу места немолодой уже художник. Когда, возвращение стало реальным и была удовлетворена просьба художника, в работах появились воодушевление и надежда.
Следующий, после возвращения, 1926г. был годом творческого подъема и успехов. Сибирская общественность приветствовала Г. И. Гуркипа. В 1925г. в редакции газеты "Советская Сибирь» в г. Новосибирске состоялась выставка работ художника. На ней было представлено более 200 произведений. Выставка расценивалась как отчет о напряженной творческой работе художника в Монголии и Туве.
В 1925г, появляются в творчестве Гуркина совсем необычные для предшествующего периода рисунки — эскизы общественных зданий, Это проекты школ, музея и целого художественного центра, где в комплексе художественная школа, музей, мастерские для художников.
Остро понимал художник еще в дореволюционное время необходимость просвещения народа, ту реальную возможность осуществления мечты увидел лишь сейчас. Он принимает активное участие в этом процессе, работая над плакатами, выполняя эскизы к первому алтайскому букварю, являлась инициатором создания художественной школы и картинной галереи при областном музее. Так, 18 декабря 1927 г. состоялось заседание президиума Ойротского исполнительного комитета по «заявлению художника Чорос-Гуркина об организации картинной галереи». Заседание постановило: организовать при музее галерею, а также изыскать средства для научных экспедиций по краю, в Туву и Хакасию. В инициативе и решений была проявлена своевременная забота о сохранении памятников истории и культуры. Наряду с ликвидные» неграмотности это должно было стать одной из главных задач культурной революции в стране.
Апрель 1926г. был знаменательным в жизни Г, И. Гуркина. Он стал участником двух выставок в Москве 15 апреля в музее Красной Армии и Флота открылась Сибирская выставка, организованная Обществом изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наряду с Г. И. Гуркиным участие в ней принимали Я. Башилов, А. Васнецов, А. Никулин, Н. Шулпинов и другие художники. В центре внимания прессы — творчество крупнейшего живописца Сибири, нашего земляка. и этом же году состоялась восьмая выставка Ассоциации художников революционной России (АХРР). Она стала первой всесоюзной выставкой. Четыре работы Гуркина представляли на ней Алтай. Именно о них писал в статье о выставке знаток и строгий ценитель искусства нарком просвещения А. В. Луначарский, что замечательные но тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос - Гуркина. Двойная подпись с указанием на род — «Чорос», утверждающая принадлежность к своему народу, появлялась на картинах и рисунках художника в послереволюционное время. Это было проявлением не только национальной гордости, но надежды на расцвет малой нации в семье равноправных народов.
Другие статьи:
Стили садово-паркового искусства в Англии
ландшафт пейзажный парковый искусство
После войны (1642–1649) в Англии начался динамичный период развития стилей и направлений в искусстве. Впервые в Англии было создано несколько уникальных, не имеющих аналогов в Европе так называемых « ...
Культура как информационный процесс
Культура как мир знаков.
Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Знаки и системы знаков исследуются специальной наукой — семиотикой. Знаковыми систе ...
Разнообразие художественных течений конца 19- начала 20 века
Модернизм - направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся:
- разрывом с историческим опытом художественного творчества;
- стремлением утвердить новые начала искусства;
- условностью стиля;
- непрерывным обновлением х ...