Культурное пространство – это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом.
Продолжая аналогию культурного пространства с физическим, выделим в нем три измерения – в соответствии с основными типами смыслов, содержащихся в социальной информации.
Этими типами смыслов являются:
1) знания,
2) ценности,
3) регулятивы.
Им соответствуют три взаимопересекающиеся «координатные оси»:
1) «когнитивная»,
2) «ценностная»,
3) «регулятивная».
В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Характерной чертой всех форм духовной культуры является то, что в них на первом плане находится сочетание знаний и ценностей. Это не значит, что регулятивные парадигмы в духовной культуре отсутствуют. Но нетрудно заметить, что конечной целью созидательной деятельности в области духовной культуры являются знания и ценности, тогда как регулятивы играют вспомогательную роль, выступая, главным образом, лишь как средства (способы, методы) создания духовных ценностей.
Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относятся нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область культуры социальных отношений, или, короче, социальной культуры. Разумеется, в социальной культуре нельзя обойтись без знаний. Однако знания выступают здесь лишь как средства для выработки принципов и норм поведения людей в обществе, их совместной жизни, взаимодействия и деятельности. Главное же содержание социальной культуры – регулятивы, ценности и идеалы.
Наконец, в культуре существует еще одна область, технологической культуры. Последняя понимается здесь в самом широком смысле – как культура освоения и обработки любого материала, культура исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важнейшими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план: ради каких ценностей создается и пускается в ход технология – этот вопрос технологическая культура сама по себе не решает. Он должен решаться вне ее. Ибо техника, если развитие ее становится самоцелью, может стать враждебной человеку силой.
X – «когнитивная» ось У – «ценностная» ось 2 – «регулятивная» ось
Духовная, технологическая и социальная культура – не обособленные друг от друга «секторы» или «части» культурного пространства. В абстракции мы можем рассматривать и анализировать их по отдельности.
В каждой часть культурного пространства присутствуют еще два слоя: житейских и логических, рациональных знаний.
Другие статьи:
Ремесла
Приобретение технических навыков и обособление ремесла от общехозяйственных задач происходили на обширной русской территории крайне неравномерно, и эта неравномерность была обусловлена совокупностью разнообразных исторических фактов, разл ...
Анализ лиможских эмалей xii-xiv века
Выемчатая эмаль - одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непро ...
Лиможская эмаль в Эрмитаже
Лиможские расписные эмали - одна из самых ярких страниц в истории французского прикладного искусства эпохи Возрождения. В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписных эмалей. Первые образцы появились в Эрмитаже до середины XIX ...