В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту. В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили шумящим оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.
В музейных коллекциях Петербурга, Архангельска, районных центров Архангельской, Вологодской и других областей хранится много берестяных туесов, собранных в различные годы на Русском Севере. Особым качеством исполнения отличаются туеса с реки Уфтюги и окрестностей Красноборска. Именно в этом районе существовал до недавнего времени туесовый промысел. Широко известна Верхнеуфтюжская роспись берестяных изделий. Многие исследователи народного искусства посвятили свои работы этому виду росписи. Занимались на Уфтюге, кроме росписи берестяных туесов, еще и тиснением. В Российском этнографическом музее хранится 8 туесов мастера Трапезникова В. В. с прекрасным тиснением. Доставлены в музей они были в 1940 г, экспедицией музейных сотрудников. В музее народного искусства (г. Москва), в В. Устюге, Сольвычегодске тоже есть уфтюжские туеса с тиснением.
В Тобольской и Томской губерниях известны берестяные промыслы туесов и "кисок". Киска - это своеобразный ковер, который использовался для защиты от дождя.
Село Унцукуль в Дагестане
(проживают
авары). Методом насечки из древесины ореха, кизила, абрикоса изготавливают трости,
шкатулки, декоративные вазы, курительные трубки, портсигары. Самые распространенные образы на изделиях - вода и солнце.
Подольский край:
токарные игрушки.
Крупное производство деревянной игрушки, сосредоточенное на Подольском объединении игрушек в городе Климовске и деревне Бабенки, является преемником и продолжателем знаменитого традиционного народного промысла токарной игрушки Подольского края.
Большую роль в жизни промысла играл Кустарный музей Московского губернского земства. При его содействии у местных токарей появились новые, «улучшенные образцы» изделий: бирюльки, наборы кукольной посуды, кегли, шахматы, лото, матрешки. Классическими стали предметы шаровидных, овальных и цилиндрических форм. В дальнейшем на их основе возникли типично подмосковные виды игрушек: многоместные яйца, шары, матрешки, репки, пирамидки, грибки и многое другое.
Постепенно сложился художественный облик подольской токарной игрушки, особая технология ее производства. Материалами для работы мастеров служит древесина лиственных и хвойных пород: осина, липа, ольха, береза, а также можжевельник, дуб, карельская береза, пальма. Формы изделий точат из сырого материала с последующей сушкой. Подчеркнуто декоративное оформление предметов создается особыми красителями: мягкими порошковыми литографическими красками, в состав которых добавляется анилиновый порошок. К отличительным особенностям подольской игрушки относится её окраска и полировка прямо на станке, а также полупрозрачность лакокрасочного покрытия, сквозь который просвечивает поверхность древесины.
В 1899г. бабенские токари участвовали совместно с художником С.В.Малютиным в изобретении знаменитой куклы – «матрешки».
Другие статьи:
Ажурная резьба
Ажурная (сквозная) резьба по дереву, разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы ...
Культурная политика России в советский и постсоветский периоды
После революции гос-во свою главную задачу в области кул-ры выделило в преодоление кул-ного неравенства, открытия доступа трудящихся к культ. ценностям, создание кул-ры для всего народа, а не для отдельных людей. С этой целью была проведе ...
Ритм
Форма, текстура, цвет отдельных объектов, взаимодействуя, дополняют и в то же время подчеркивают индивидуальность друг друга. Это взаимодействие создает определенный ритм — темп, напряжение дизайнерской работы. Он связывает отдельные лини ...