Своим развитием общество обязано творческим личностям, которых гораздо больше, чем принято думать. "Каждый человек, – писал Э. Сепир, – стремится оставить свой отпечаток на окружающей его социальной среде и хотя бы в бесконечно малой степени, но сделать так, чтобы его индивидуальность сыграла свою роль в выборе направления, избираемого никогда не прекращающимся движением, которому с неизбежностью подчинены и форма, и содержание общественной жизни. Конечно, сознание человека в такой огромной степени сформировано наследуемой им общественной традицией, что собственный, индивидуальный вклад даже заметных, оригинальных умов имеет тенденцию растворяться в толще культуры. Более того, равнодействующая компромисса, с необходимостью возникающая при столкновении тысячи воль, из которых лишь некоторые обладают неотразимой силой, в значительной степени сводит на нет социальную значимость каждой отдельной личности. Все это в основном так. И тем не менее, всегда и везде думает, и действует, и мечтает, и бунтует все та же личность". Личность (индивидуальная и социальная) является источником развития культуры.
Существуют глубокие антропологические основания, влекущие личность к творческому "преступлению" в культуре.
Первое основание – это (в терминологии Ч. Ламсдена и А. Гушурста) кулыпурогены, или паттерны, базовые схемы универсальных представлений определенной ценностной направленности. Их можно охарактеризовать как индивидуализируемые "архетипы" (термин К. Юнга), персонализированные первообразы, первомысли, выраженные с помощью мифологических символов. Например, М. Лермонтов и М. Врубель художественно воплотили в своих неподражаемых произведениях смысло-образы демона – существа, гонимого богами и людьми. Один написал замечательную романтическую поэму "Демон". Другой создал в стиле модерн потрясающие художественным гротеском картины "Демон сидящий", "Демон поверженный". Поэзия Лермонтова и живопись Врубеля по сути своей являются эталонными образцами возвышенного демонотворчества.
Второе основание интеллектуальной активности и творческой деятельности состоит сначала в предсознательном, а затем осознанном стремлении каждой незаурядной личности если не "обмануть", "победить" смерть, то, по крайней мере, компенсировать предстоящее небытие физического субстрата социальным бытием культурной субстанции и рельефно отпечатать в последней подлинную самость, свое аутентичное Я. В порядке предположения можно назвать лежащий в основе этого стремления подспудный психологический мотив окультуренным "инстинктом бессмертия" . Во всяком случае, объективно культура выступает в качестве субститута (аналога) продолжения жизни творцов в "трансфизической", "трансперсональной", информационной форме.
Уязвима для критики точка зрения немецкого философа-иррациона- листа А. Шопенгауэра ("Мир как воля и представление"). Он считал, что согласно некоему "мировому закону" индивиды умирают, чтобы продолжилось развитие общества, исчерпав не только свои физические возможности, но и культурный ресурс, определенный историческим временем. Эта спорная мысль, выпестованная спекулятивной метафизической концепцией, не воспринимается не только психологически, но и интеллектуально. Первостепенная задача цивилизованного сообщества – неуклонно увеличивать продолжительность человеческой жизни без установленного предела, что вовсе не препятствует прогрессу культуры.
Личность человека соединяет в себе свободу, ответственность, индивидуальность, творчество, самоосознание (В.П. Тугаринов). Творческий порыв и ответственный поступок, стимулированные стремлением личности продолжиться в истории, следует расценивать как атрибуты осмысленного человеческого существования, как способы заполнения информационных и экзистенциальных "брешей". Так развивается высокая культура, взятая в динамике и в аспекте своего высокого предназначения.
Творцы значительных идей и произведений культуры глубоко и остро чувствуют свою историческую роль, состоящую в том, чтобы выводить современников и потомков из тяжелого состояния смыслоутраты, "психологического затмения", ценностно-нормативной разрегулированности (anomi – в терминологии Э. Дюркгейма), вызванных девальвацией идеалов. По образному выражению А. Блока, творцы высокого искусства как бы заполняют своей духовной плотью "трещины мира". Вспомним также афоризмы У. Шекспира: "Мир вывернулся из коленной чашечки!", "Мир треснул – и трещина прошла через сердце поэта!"
Другие статьи:
Политический смысл комедии И. А. Крылова «Трумф», или «Подщипа»
К концу столетия, на взгляд Ольги Гончаровой, русская литература, прошедшая очень сложный путь освоения новых эстетических моделей, через драматические поиски художественного модуса письменной речи, получает, наконец, некоторую самодостат ...
Образ, художественный образ, кинообраз
кинематограф синтез искусство сценарий
Образ, как его обычно определяют, это чувственное содержание литературного произведения. Еще совсем недавно было принято считать, что образы вызывают картины, и когда-то считалось, что образы не лит ...
Театры петровского времени
Одним из важнейших мероприятий Петра было создание общедоступного театра в Москве, который должен был служить целям пропаганды петровских преобразований и воспитания зрителей. Театральные зрелища, носившие придворный характер, были извест ...