Когда мы дышим, едим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от действий, совершаемых животными. Человеческая деятельность включает в себя подобные акты биологического поведения, но не сводится к ним. Что же есть в ней такого, чего нет в поведении животных?
- Во первых, ее отличительной особенностью является сознательная постановка цели. Человек способен выбирать свои цели В своей деятельности он сам создает для себя нее новые и новые цели, выходя при этом далеко за рамки своих биологических потребностей. Результаты человеческой деятельности, конечно, далеко не всегда совпадают с целью: часто мы оказываемся не в состоянии полностью и в точности осуществить то, что задумано.
- Во-вторых, человек сам создает и совершенствует средства деятельности, тогда как животные для достижения своих целей пользуются «готовыми», данными им природой средствами — зубами, когтями, крыльями и т. д. В качестве важнейших средств человеческой деятельности выступают прежде всего орудия труда.
В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей — в средства. В самом деле, чем более эффективны средства деятельности, тем легче достигается цель. Поэтому в деятельности постоянно происходит перемещение внимания от целей к средствам. Рано или поздно во всякой сфере деятельности создание и совершенствование ее средств (то есть промежуточная цель) становятся особой самостоятельной целью и работа, направленная на эту цель, обособляется в самостоятельную область деятельности. В последней то, что было лишь промежуточной целью, превращается в конечную цель, а то, что прежде было конечной целью, начинает рассматриваться как промежуточная цель, достижение которой является условием для движения к новой конечной цели. Человек когда-то научился действовать, чтобы жить, теперь он живет, чтобы действовать. Духовная деятельность, без которой немыслимо существование культуры, возникает как средство, способствующее совершенствованию практической деятельности по добыче материальных благ. Но с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, порождающую такие сферы культуры, как искусство, религия, наука.
Из игры как деятельности, целью которой является развитие физических и умственных способностей человека, рождается спорт, в котором развитие способностей рассматривается уже не как цель, а как средство достижения высоких спортивных результатов. То же самое происходит и с учебой: исторически она сначала осуществляется в ходе практической деятельности, и приобретение знаний рассматривается как средство сделать труд более эффективным; но затем она обособляется в особую сферу деятельности, а труд начинает служить в ней не целью, а средством приобретения знаний.
Благодаря взаимному «оборачиванию» средств и целей в развитии культуры непрерывно идет дифференциация деятельности, возникают новые ее виды. И это развитие не может остановиться, потому что его движущие силы лежат в самой природе человеческой деятельности.
Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую, «сверхприродную» среду обитания. Человечество живет как бы на грани двух миров — существующего независимо от него мира природы и созданного им мира материальной культуры, причем в ходе исторического развития человеческого общества первый все больше заслоняется вторым (хотя превратить материальную среду культуры в замкнутую сферу и полностью отгородиться ею от природы невозможно).
Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами.
Артефактами — феноменами культуры — являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий. Итак, культура есть мир человеческой деятельности или мир артефактов — это ее первая важнейшая характеристика. Она особенно важна тогда, когда речь идет о «материальной культуре» — вещах, домах и сооружениях, технике и вообще обо всем том, что образует «вторую природу», которую создает человек собственными руками вокруг себя. Но одной этой характеристики еще недостаточно для понимания сущности культуры.
Другие статьи:
Франция в эпоху Ренессанса
В начале работы, перед изучением вопросов, связанных со спецификой французского гуманизма, целесообразно вкратце рассмотреть социально-политические и историко-экономические процессы, которые происходили во Франции в течении XVI в. Именно ...
Монументально-декоративная живопись в Европе
Монументальная живопись – род искусств, пластических охватывает широкий круг произведений, создаваемых для конкретной архитектурной среды и соответствующих ей своими идейными качествами, а также зрительно-архитектоническим и цветовым стро ...
Различают несколько видов монтажа документального кино
1. Последовательный монтаж. При использовании последовательного монтажа эпизоды, сцены и кадры, показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом в хронологическом порядке. Такой монтаж является простым и интуитив ...