Петром I было создано три музея. В 1709 г. - музей мореплавания (ныне Военно-морской музей в Петербурге). По велению Петра собирались боевые реликвии, военная одежда, оружие и знамена времен Северной войны, которые послужили основой создания военно-исторического музея артиллерии.
В начале XVIII века в России появились первые частные коллекции исторических памятников (Годунова, Ф.С. Милославского, Ф.А. Головина, Я.В. Брюса, А.Н. Демидова, Петра I, Д.М. Голицына и др.). Эти собрания подготавливали появление первого русского публичного музея – Кунсткамеры.
Оказавшись в Европе в возрасте 25 лет, молодой царь впервые побывал в так называемых "кунсткамерах" — "кабинетах диковинок". Эти кабинеты напоминали лавки, где торговали всякой всячиной: старинные монеты соседствовали здесь со скелетами зверей и чучелами птиц, а древние книги на непонятных языках уютно располагались вокруг склянок с заспиртованными уродцами. Петра, увлеченного естественными и техническими науками, эти чудеса заинтересовали невероятно. Он, не жалея денег, скупает понравившиеся ему редкостные вещи и отправляет в Россию. Петровская коллекция включала книги, инструменты, оружие, природные диковинки. Они и стали экспонатами первого русского музея под названием "Кунсткамера", что в переводе с немецкого означает "кабинет диковинок".
Петровский "кабинет диковинок" был основан в 1714 г. как научный музей и библиотека, получил известность, как, знаменитая Кунсткамера, собравшая биологические, анатомические и этнографические достопримечательности в 1719 году, когда был открыт для посетителей. Петр всячески поощрял любознательных граждан: денег за посещение с них не брать, а напротив — "приучать и угощать". Сохранились документы, согласно которым посетителям в Кунсткамере предлагали "кофе и цукерброды", кормили закусками и поили венгерским вином — все за государев счет. Встречал публику так называемый "суббиблиотекарь", который сопровождал посетителей из комнаты в комнату, все показывал, объяснял и отвечал на вопросы. Свидетели того времени отмечали, что Кунсткамера никогда не пустовала: в ней всегда было "множество . разного звания народу". Впоследствии коллекции Кунсткамеры постоянно пополнялись вещами, собранными русскими путешественниками во время их экспедиций во все стороны света.
Другие статьи:
Особенности архитектуры гомеровского периода
Города гомеровской эпохи являлись одновременно и рабовладельческими государствами-полисами. Полисы были небольшими. Они состояли из города и мелких областей вокруг него. Но восстановить их архитектурный облик по археологическим раскопкам ...
История формирование английского стиля
В середине 1 тыс. н. э. на Британские острова вторглись германские племена англов, саксов, ютов и фризов. Они оттеснили на Север более древнее кельтское население - бриттов. В VI-VII вв. стала складываться своеобразная англосаксонская кул ...
Частные и общественные коллекции Древнего Рима
В истории античной культуры приоритет в создании института частного коллекционирования принадлежит воинственному и могущественному соседу эллинистических монархий – Древнему Риму.
Во время военных походов римскими трофеями становились не ...