В XIX веке происходило выделение из состава музеев комплексного профиля природоведческих музеев, что объяснялось становлением естественнонаучных дисциплин. В результате накопления и осмысления все большего количества новых научных фактов углубились научные знания. Происходило дробление широких отраслей знаний на более мелкие. Природоведческие музеи были призваны удовлетворять потребность человека в изучении природного мира, в котором он живет, служить научным и просветительским целям. В отличие от художественных музеев, экспонаты которых являлись результатом творчества человека, в природоведческих музеях широко представлялись произведения самой природы – чучела животных, анатомические препараты, отшлифованные образцы металла и минералов.
В XIX в. природоведческие музеи, а также ботанические сады и зоопарки стали ведущими исследовательскими центрами в области геологии, палеонтологии, ботаники, зоологии, почвоведения и других наук. Они завоевывали большую популярность у публики, которую охватил интерес к чудесному миру природы.
В России, как и в других странах, происходил процесс специализации музеев как результат развития науки от энциклопедичности в сторону узкой специализации. В 1823 году из Санкт-Петербургской кунсткамеры по ходатайству ботаника К.А. Триниуса выделился ботанический музей, в 1831 г. — зоологический музей, а в 1836 г. — анатомический кабинет. Под эти музеи, а также под выделенный позже из кунсткамеры минералогический музей было отведено новое здание вблизи старого. Значительный по содержанию минералогический кабинет находился тогда в другом санкт-петербургском музее — Румянцевском. В Московском университете в результате специализации кабинета натуральной истории (основан в 1791 году) постепенно сформировался Зоологический музей. В Казанском университете в 1838 году был организован Музей позвоночных животных, в 1845 – зоотомический кабинет беспозвоночных.
Комплектование фондов зоологических музеев и кабинетов происходило за счет дарений и приобретения частных собраний поступления образцов, полученных научными экспедициями. Московскому университету подарил свои собрания П.Г. Демидов (1804) и Н.Н. Демидов (сразу после войны 1812), Семятический кабинет – император Александр I, коллекцию, собранную во время кругосветного плавания – В.И. Исаев и др. Музей зоологии в Петербурге за 1832-1882 получил пожертвования от 306 человек. Осуществлялись целенаправленные закупки коллекций в России и за рубежом. Происходили изменения и в развитии ботанических садов России. Так, в 1801 г. Императорский ботанический сад был преобразован в "медицинский огород" в Санкт-Петербурге. С этого момента он приобрел характер научного, а не вспомогательного аптекарского учреждения. Через год здесь построили 25 оранжерей общей площадью 1500 кв.метров, где выращивались растения, привезенные из Бразилии, Персии и других южных стран. Основу фондов собственно ботанического музея составляют гербарии, коллекции специально собранных и засушенных растений, используемых в научных или учебных целях. Растения для них монтируются на листах плотной бумаги и указанием названия вида, места и даты сбора. В гербарии виды располагаются по алфавиту или систематическому признаку, семейства – по систематическому признаку. Гербарии бывают общими и специальными. Систематизация и хранение гербариев соответствует требованиям ботанической науки и целиком ориентированы на научно-исследовательскую деятельность. Экспозиция музейная подчинена иным требованиям, главное из которых наглядная и эффективная пропаганда ботанических зданий, включающая представления о разнообразии растений, об их строении, об их способах размножения, о физиологических и биохимических особенностях растений и об их роли в биосфере, о характерных растительных сообществах, об эволюции растительного покрова Земли и др. Создание экспозиции – сложная и трудоёмкая задача, не связанная напрямую с объемом и научной ценностью фондов, поэтому многие большие гербарии (Московского университета) функционируют исключительно как научно-исследовательские и учебные коллекции. Накопление растений в садах и гербариях не только давало прекрасный материал для описания разнообразия растений, но и стимулировало их изучение, вызвав бурное развитие систематики, морфологии и экологии растений, флористики и т.д. Ботанические сады и гербарии в XIX веке стали основными центрами ботанических исследований. В первой половине XIX века появились первые ботанические кабинеты в университетах (1808, Вильно; 1825 Харьков), университетский устав 1835 предусматривал их организацию наряду с другими кабинетами. Первый ботанический музей в России создан в 1824 году по инициативе академика К.А. Триниуса. Ботанические сады в 1-й половине XIX века также часто основывались при университетах: Юрьев, 1803; Харьков, 1804; Казань, 1806; Киев, 1835. Особое значение имело создание ботанических садов в южных районах России как центров интродукции субтропических растений (Никитский в Крыму, 1812; Сухумский, 1840; Тифлисский, 1845).
Другие статьи:
Культура учебы
Обыденно-практическое обучение
Исторически первой, наиболее древней формой учебного процесса является обыденно-практическое обучение.
Демонстративное обучение
Вторая форма учебного процесса, исторически сложившаяся по мере усложнения з ...
Технология Фьюзинга
Технология Фьюзинга, также известна как Техника спекания. Фьюзинг стекла даёт возможность использовать витражи различной формы, структуры и толщины, витражи могут иметь радиус. Рисунок при технике Фьюзинг никогда не повторяется.
При изго ...
Рафаэль
С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллек ...