«Звуковое оформление» спектакля - музыкальное, шумовое и звукотехническое оформление. К музыкальному оформлению относится включение в спектакль вокальных произведений, танцев, инструментальных пьес, фрагментов симфонических произведений, хора — одним словом, музыки всех жанров и форм. К шумовому оформлению — включение в сценическое действие театральных шумов, а также таких звуков, как крики животных, колокольный звон и т. п. Общий замысел, план такого оформления называется звуковым решением спектакля.
Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумами как чем – то второстепенным, дополнительным и не просто организует сопровождение, он ищет то единственное, необходимое, органичное соединение сценического действия с музыкой, шумом, звуком, которое вытекает из смысла постановки. Создание по ходу сценического действия с помощью тех или иных средств эха, пролета самолета, прохода поезда, эффекта ревербации и т. п. осуществляется не просто ради эффекта, а для достижения художественной правды спектакля. История развития театрального искусства в России знает немало примеров блестящей организации музыки и шумов в различных спектаклях. Однако только после реформы, проведенной К. С. Станиславским, в драматическом театре утвердились те основные принципы звукорежиссуры спектакля, которыми и сейчас руководствуются режиссеры.
Некоторые театры отказались от оркестра, и сейчас драматический актер все чаще играет под музыкальную фонограмму. Существенно упростилось шумовое оформление, появилась возможность отказаться от громоздких и не всегда совершенных аппаратов для получения сценических шумов. Отпала надобность в бригаде шумовиков, составлявшей до недавнего времени непременную часть театрального организма. Все это существенно расширило творческие возможности режиссера в художественном оформлении спектакля. В театре всегда поиск новых выразительных средств и приемов — активных, действенных, динамичных, способных по-настоящему захватить эмоциональный мир современного человека. В решении этих задач существенная роль принадлежит театральному звукорежиссеру.
Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие определенного музыкального решения. Некоторые пьесы и спектакли вообще не требуют музыки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в разных театрах, музыка приобретает своеобразные особенности, присущие только данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации.
Музыку в драматическом спектакле подразделяют на несколько типовых видов:
ü увертюра,
ü музыкальные антракты (вступление к действию или картине),
ü музыкальный финал акта или спектакля,
ü музыкальные номера по ходу сценического действия.
Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и завязывает первый контакт со зрителем. Позднее как увертюру к драматическому спектаклю стали использовать разные оркестровые произведения. В современном спектакле в качестве увертюры нередко звучат народные, лирические, эстрадные песни, танцевальные и джазовые пьесы и даже отдельные музыкальные аккорды. Увертюра обычно вводит зрителя в атмосферу спектакля, подготавливает его эмоционально к восприятию трагедии, комедии, может быть, даже ориентирует зрителя в предстоящем знакомстве с эпохой, социальной средой и т. д. Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие по ходу действия спектакля. К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для перестановки декораций или чтобы отделить паузой смену картин.
Другие статьи:
Композиторы и современность
Сентябрь. « Избранные произведения для вокальных ансамблей». В беседе-концерте звучали известные произведения, написанные для дуэтов, трио, ансамблей. Они исполнялись однородными и смешанными составами: «Моряки», «На воздушном океане» К. ...
Классификация гостиниц и других средств размещения туристов
Задача классификации гостиниц достаточно трудоемка из-за их многообразия, обусловленного в свою очередь множеством видов туризма и путешествий, соответствующей специализацией средств размещения туристов, разнообразием мотивов путешествий, ...
Формирование социалистической культуры как категории культурологического
знания: исторические детерминанты и направленность
Как известно, начало советскому периоду отечественной истории и культуре положила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Социальное творчество, возникшее вместе с революцией и строительством основ социализма, привело к ...