Средневековье длилось в Англии дольше, чем в других европейских странах — готика практически незаметно перетекла в неоготику, как будто все бурные события трёх веков, разделявших эти эпохи в остальной Европе, для англичан особого значения не имели. Это важная особенность английской культуры, к своей «готической составляющей» она будет так или иначе обращаться в течение всего Нового времени. На стиль и качество материального окружения затянувшиеся «тёмные века» оказывали очевидное влияние - обстановка дворцов даже в XVI веке была строга и лаконична, мебели было мало, по средневековой традиции она была проста, массивна и сделана из дуба — так называемый «oak period» (дубовый период) английского мебельного искусства (по сравнению с тем, что производилось в это время в Италии или во Франции, искусством это можно назвать с некоторой натяжкой). Робкое проникновение ренессансных мотивов, названное впоследствии по имени правящей династии «стилем Тюдор», общей картины не меняло. Во второй половине века, в славное время правления Елизаветы I англичане начинают открывать для себя мир — «елизаветинцы», купцы-авантюристы, привозят экзотическую древесину, ткани, восточную мебель, но пока всё это редкости, диковины, а обстановка дворцов и богатых домов представляет собой довольно тяжеловесный вариант европейского маньеризма.
В начале XVII века дубовая мебель всё ещё превалирует: солидные кресла-троны, тяжеловесные столы и шкафы, по виду напоминающие сундуки — это то, что изготовлялось в Англии. И хотя Карл I держал при себе весьма утончённый двор, и привозные вещи, разумеется, присутствовали, как и приезжие мастера, но общий стиль обстановки оставался весьма сдержанным — и это основополагающее своё качество английская мебель сохранит и в последующие века. В полной мере заимствовать пышную барочную стилистику у католических Италии и Франции протестантская Англия не пожелала, устояв перед модой и сохранив оригинальность вкуса (возможно, в ущерб изощрённости и великолепию).
Можно утверждать, что именно на протяжении XVII века формируется уникальная стилистика английской мебели, и решающую роль в этом сыграли три фактора. Во-первых, генетическая память о средневековых традициях, тяга к жёсткой, устойчивой форме, тёмной древесине, но одновременно и ажурности сквозных решёток, повторявших оконные переплёты английской «перпендикулярной готики».
Помимо этого, ещё два внешних фактора — это влияние голландской и китайской мебели. Вероятно даже, источник был один: голландская мебель, представлявшая северный, протестантский вариант барочной стилистики, которая отличалась умеренностью вкуса - прямыми линиями, отсутствием позолоты, открытой фактурой дерева, инкрустациями светлого (привозного) дерева на тёмном фоне. Деловитый и практичный стиль голландской обстановки пришёлся кстати в период пуританской революции и протектората Оливера Кромвеля в 1642 — 1660 годы.
Восточные стилистические мотивы тоже, по-видимому, были усвоены англичанами через голландскую мебель — из неё пришел ставший затем характерным для Англии тип стула с узкой дощечкой в средней части спинки сплэт (splat), заимствованный в свою очередь из мебели династии Мин (с конца XVI и до своего прекращения в первой половине XVII века династия Мин переживала расцвет мебельного искусства, результатом чего стало проникновение в Европу удивительно изящной, драгоценной мебели). Так же, как и знаменитая изогнутая ножка с утолщением вверху и зажавшей шар птичьей лапой внизу — claw-and-ball feet. Так из соединения вроде бы несоединимого - архаичности местных традиций с экзотичностью заморских веяний — родился специфический английский язык мебели, который всякий раз будет по-своему интерпретировать приходящие с материка стили, сохраняя оригинальность и отчётливость формулировок.
С окончанием гражданской войны и воцарением Карла II в 1660 году пришло оживление культурной жизни, английское общество обретало вкус к веселью, роскоши, развлечениям. Великий лондонский пожар 1666 года поспособствовал модернизации по тем временам уже огромного, но ещё совершенно средневекового города. В мебели на смену дубу приходит орех, начинается the age of walnut, «ореховый период». Становится больше резьбы, появляются сложные техники, такие как фанеровка, - мебель выглядит наряднее. С Востока продолжает приходить мода — на плетённые из тростника спинки, на китайские лаки. А также на чаепития - этот аристократический ритуал имел статус неформального мероприятия, он стал истинно английской традицией где-то со второй половины XVII века, для чего в обиход были введены специальные небольшие столы. Подъём мебельного искусства продолжался и во время правления Вильгельма и Марии, приехавших из Голландии. По их приглашению в Англию переселялись преследуемые в Европе после отмены Нантского эдикта гугеноты, многие из которых были искусными ремесленниками. К 1700 году английские мастера-мебельщики были уже полностью в курсе последних достижений европейской мебельной моды.
Другие статьи:
Основные принципы построения композиции
1. Существуют два типа композиции - замкнутая и открытая. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, ...
Цвет
«Только начав работать с цветом, я понял ностальгию моего учителя П. С. Когана по ч/б пленке – отсутствие цвета само по себе придает картинке на экране внебытовое «звучание», перебрасывает ее в художественную систему».
Действие закона цв ...
Национальная хореография Татарстана
Эти слова великого татарского поэта о народной песне могли бы стать эпиграфом нашей главы о национальной хореографии. В татарском фольклоре песня и танец тесно связаны между собой, часто дополняют друг друга, обогащая палитру выразительны ...