IX-VII вв. до н.э. были эпохой яркого духовного расцвета индийского народа, его литературы и искусства. Первым образцом классической литературы этого периода считаются "Брахманы" - книги, которые разъясняли и толковали учение Веды, и особенно подробно - ритуал жертвоприношения. К "Брахманам" относятся и "Араниаки" ("лесиые книги"). Объяснительное приложение к "Араниакам" - "Упанншады" гласили, что Атма - это душа Вселенной и что каждый человек является частью Атмы.
Авторами "лесных книг" были риши - певцы, эмоциональные и высокоинтеллектуальные для того времени люди, которые отвергали материальные блага и жили в лесах, в тесном общении с природой. Эти люди видели природу глазами поэтов. Они упивались волшебной красотой рассвета и заката солнца, пышностью индийских деревьев и цветов, спокойным величием Гималайских гор, водопадами, реками и сверкающими озерами. Великолепие и тайны окружающего мира вдохновляли их на создание песен и религиозных мифов.
Приблизительно к 500 г. до н.э. относят эпические поэмы арийцев "Рамаяна" и "Махабхарата". Автором "Рамаяны" считается мудрец Вальмики. В поэме описываются жизнь и подвиги мифического героя Рамы.
Дашарахти, царь Айодхьи, желая угодить своей молодой жене, отсылает сына Раму на четырнадцать лет в леса, в изгнание. Вместе с ним отправляются верная жена Рамы Сита и его преданный брат Лакшмана. Через некоторое время злой демон Равана, десятиголовый царь острова Ланка (Цейлон), похищает Ситу. В поэме рассказывается о войне Рамы в союзе с обезьянами и медведями против злых демонов, о его победе и освобождении Ситы, на протяжении всех долгих лет в плену сохранившей верность мужу…
В том месте, где река Кози выходит из гор, есть красивая ашоковая роща. Легенда рассказывает, что Сита и Рама были очарованы красотой цветущего ашока и поселились в этой роще. Когда они возвратились в Айодхью, место их поселения в лесу было названо Ситабанн, или "Роща Ситы". Сита никогда не забывала красоту леса и прелесть купания в реке. Окруженная роскошью дворца в Айодхье после возвращения из изгнания, она тосковала по джунглям.
"Махабхарата" ("Великая война потомков Бхараты") написана мудрецом Виаза. Главной частью "Махабхараты" является сказание о борьбе за власть между сыновьями двух братьей Панду и Дхритараппры. Сыновья Панду в поэме именуются изндавами, сыновья Дхритараштры кауравами. Действие происходит в верховьях междуречья Ганга и Джамны.
В "Махабхарате" описаны сады, окружающие Индраирастху - столицу панданов, которая находилась на месте нынешнего Дели. Сады в любое время года привлекали взор своими великолепными цветами и плодовыми деревьями. Среди деревьев упомянуты манго, ашока, сальное дерево, сахарная пальма, панданус, бигнония, коралловое дерево и олеандр.
Сады оглашались криками павлинов и пением птиц кокила. Стены павильонов сняли, как зеркала; многочисленные беседки были увиты вьющимися растениями, такими, как бигнония, жасмин и вьюнок. Вода опер светла и прозрачна; богатые рыбой пруды расцвечены цветами лотоса и кувшинками; неподвижную их гладь оживляли красные гуси, утки и лебеди.
Другие статьи:
Искусство на заре человечества
Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит в эпоху верхнего палеолита (45–40 тыс. лет от современности). В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в перво ...
От кризиса к подъему. 90-е годы
В июне 1992 года презентацией театральной программы «Старый дом» начался новый этап в жизни театра. «Новое имя театра — не дань веяниям времени, стремящегося переименовать все и вся. Это необходимость, перед которой поставила театр новая ...
Расцвет мастера
В 1469 году власть во Флоренции перешла к внуку Козимо Старого - Лоренцо Медичи, прозванному Великолепным. Его двор становится центром флорентийской культуры. Лоренцо - друг художников и поэтов, сам утонченный поэт и мыслитель, становится ...