В Гималаях путешественника всегда поражает резкий переход от удушливой липкой жары в предгорных долинах к снежным перевалам и пикам на высоте в 6-8 км над уровнем моря. Зачастую путь от тропических лесов до белых вершин укладывается в каких-нибудь 100 км. Правда, леса подступают к подножию гор только в Восточных Гималаях. Джунгли этой части хребта - типичные влажные тропические леса с лианами и папоротниками, бананами и пальмами, бамбуком и тиковым деревом. Это - царство тигров и диких слонов, змей и обезьян. Зоологи считают, что именно здесь самая высокая плотность слоновьего населения в мире. Животные чувствуют себя в джунглях в полной безопасности, даже в большей степени, чем, скажем, в африканских заповедниках. Ведь по буддистским законам убийство любого живого существа является смертным грехом.
Лишь с высоты 1200 м к чисто тропическим растениям начинают присоединяться более северные виды: дубы, клены, березы, каштаны. Среди же южных видов преобладающими делаются магнолии и лавры. Но даже на высоте в 2 км тропические деревья встречаются рядом с северными. Нигде в мире, кроме, может быть, Новой Зеландии, пальмы, магнолии и их собратья по тропикам не забираются так высоко в горы.
Выше леса уже состоят из одних дубов и магнолий, с которыми изредка соседствуют гигантские древовидные рододендроны. Их сменяет ближе к 3000 м длинный тонкий бамбук. Поскольку в зоне между 2 и 3 км обычно держатся облака, лес здесь постоянно в тумане, и поэтому все стволы деревьев, их ветви и даже тончайшие веточки окутаны пушистым покрывалом мхов. Они свешиваются вниз изящными гирляндами, и зеленое царство леса приобретает мохнатый, какой-то плюшевый вид.
А, начиная с высоты 3 км, склоны покрыты хвойными лесами из стройных гималайских пихт. Постепенно пихты редеют, все больше места занимают камни, и на смену лесам приходят пышные альпийские луга с цветущими примулами и эдельвейсами. И, наконец, с высоты 5,5 км начинается уже царство снегов.
Совсем другую картину видим мы в Западных Гималаях, в верховьях Инда и Ганга. Там, у подножия гор, расстилается пустынная равнина, напоминающая казахское плато Устюрт или Джунгарию. Лишь на склонах предгорий появляются редкие группы сухолюбивых растений, вроде олеандра или древовидного молочая, очень похожего издали на кактус.
И лишь с высоты в 1000 м начинаются роскошные сосновые леса с подлеском из колючего жасмина, буквально оглушающего путешественника своим резким, дурманящим запахом. Выше, в зоне от 1800 до 2500 м, растут уже влажные субтропические леса из вечнозеленых дубов и гималайского кедра, родного брата известного еще с библейских времен ливанского кедра. Под ними пышным ковром разрастаются папоротники.
А, поднявшись до высоты 2,5 км, попадаешь в зону еловых лесов, в точности таких же, как на Северном Урале или в Хибинах, только с подлеском из ежевики и барбариса. Лишь эти кустарники да оплетающий стволы деревьев плющ вместе с вьющимися розами напоминают нам о субтропиках. Еловые леса сменяет с высотой настоящая горная пустыня, где даже чахлая трава попадается лишь местами. И венчают все это, как всегда в Гималаях, снега и ледники.
И Индия, и Непал создали на склонах и в долинах величественных гор несколько национальных парков, желая помочь редким животным Гималаев выжить в условиях все возрастающего притока туристов, среди которых немало браконьеров. Еще больше вредит зверям вырубка лесов местным населением. Уже сейчас во всем Непале уцелело только двадцать пять диких слонов. Всего по нескольку десятков осталось здесь тигров и носорогов. Живут на заповедных землях и такие редкие звери, как снежный барс и гималайский черный медведь, мускусный олень и обитатель бамбуковых лесов - малая панда.
Этот зверь (его еще именуют кошачьим медведем) - наверное, самый очаровательный житель гималайских лесов. Днем он спит, укутав круглую ушастую головку своим пушистым хвостом, а ночью пасется в зарослях бамбука, поедая молодые побеги, а также ягоды и желуди, упавшие на землю.
Вся история Индии тесно переплетена с историей развития садоводства и неудивительно, что в индийской мифологии есть "бог земельного участка" - Вастудебота. Мудрые индусы говорят: "Мой сад - моя жизнь", и при создании садов используют не только аграрную науку и дизайнерский подход, но и целое философское направление - Васту, оформившееся со временем в отдельную науку об архитектуре и дизайне жилья (индийский Фэн-Шуй). Участок земли, материал, из которого построен дом, растительность вокруг него, цвет, расположение окон и дверей - всё это, согласно Васту, факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека. Знание всех правил и законов Васту помогает жить в гармонии с природой и предохраняет от возможных напастей. Многие храмы и дворцы Индии построены с опорой на учение Васту и свидетельствуют об эффективности этой древней науки.
Всё в садах Индии направлено на то, чтобы создать среду созерцательного спокойствия и гармонии. Не зря один из самых популярных туристических маршрутов в наше время - Сады Индии.
Другие статьи:
Концепция модели музея В. Высоцкого в библиотеке: обоснование
содержательной структуры
В развитии современного музея наиболее эффективным инструментом корректировки его деятельности является научно обоснованная программа его развития, оформленная в виде концепции.
Научная концепция развития музея — научное обоснование сист ...
Дорелигиозная эпоха
Религия неизвечна, она представляет собой историческое явление и возникла лишь на определенном этапе развития человеческого общества. Возникновению религии предшествовал дорелигиозный период развития человечества. Весь древний, средний и ...
Храм Эрехтейон
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном, представляющим собой дорический перипт ...