Уже в первом воззвании Наркомпроса РСФСР и Государственной комиссии по просвещению от 9 ноября 1917г. содержался призыв к интеллигенции включиться в активную работу по просвещению и образованию народа. "Вся истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит неграмотность и невежество, - говорилось в обращении, - должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщего обязательного и бесплатного обучения … Школа для взрослых должна занять первое место в общем плане народного обучения".
По поручению В.И.Ленина Литиздат Народного комиссариата по просвещению только с мая 1918г. по май 1919г. напечатал 175 наименований русской классической литературы общим тиражом 6 миллионов томов. Среди них произведения Белинского, Гоголя, Гончарова, Жуковского, Кольцова, Никитина, Помяловского, Салтыкова-Щедрина, Успенского, Чернышевского и др. В 1919г., т.е. в разгар гражданской войны, развязанной свергнутыми классами, когда в стране бал острейший дефицит бумаги, произведения А.С.Пушкина были изданы тиражом в 750 тысяч экземпляров. С окончанием гражданской войны издательская деятельность приобретает масштабы ранее невиданные. Так, с 1925 по 1931г. количество изданий выросло с 32,3 тысячи до 54, 6 тысячи. Выпускаются серии "Библиотека русских романов", "Классики русской литературы": Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Герцен, Тургенев, Гончаров, Некрасов, Островский, Тютчев, Толстой, Чехов, Короленко, Горький. Созданное А.М.Горьким в 1918г. Издательство всемирной литературы выпускает серию "Библиотека мировой классики". В 1926 г. начинает выходить серия "Народная библиотека".
"В массу надобно двинуть всю старую революционную литературу, сколько ее есть у нас и в Европе", - говорил В.И.Ленин А.М.Горькому. В 1921 г. он выдвинул проект массового распространения классической литературы через средство газеты. "Почему бы нам не научиться достичь того, чтобы в один год - даже при теперешней нищете - дать народу, по два экземпляра на каждого из 50 000 библиотек и читален, все необходимые учебники и всех необходимых классиков всемирной литературы, современной науки, современной техники? Научимся".
Итак, созидательный вектор в развитии отечественной культуры совершенно отчетливо проявился с самого начала советской цивилизации и воплотился в следующих направлениях.
А) Просвещение. По декрету II Всероссийского съезда Советов был образован Наркомат просвещения РСФСР, наделенный очень широкими функциями (дошкольное воспитание, средняя и высшая школа, профессионально-техническая подготовка, просветительская работа в массах, издательское дело, управление наукой и всеми видами искусства).
В 1918г. издан декрет "О создании школ для национальных меньшинств", а в 1919г. - "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". По этому декрету "все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию".
Сразу была начата реформа образования, узаконенная в октябре 1918 г. декретом "О единой трудовой школе". Введя в 1918г. единую трудовую школу, новая власть обеспечила выдачу бесплатных учебников, завтраков, одежды. Всего с 1918 по 1919г.г. было открыто 13 тысяч школ. Тогда же была предложена долгосрочная программа развития народного образования, которая и воплотилась в течение всего советского периода. Эта программа, определившая черты советской системы образования, возможно, лучше всех других выражает суть советской цивилизации в целом. Школа - это главный Государственный институт, который "создает", "возделывает" гражданина и воспроизводит общество. Это "консервативный генетический аппарат" культуры, вводящий в ее необъятный мир и человека и социум в целом.
Другие статьи:
Музыкальная культура астраханских татар
В процессе исторического развития, в котором активное влияние оказали средневолжские татары, у астраханских татар сложились свои закономерности в музыкальном фольклоре. Так вокальный пласт испытал наибольшее влияние, хотя и сохранил такой ...
Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства
Включение искусства в систему религиозного культа накладывало глубокий отпечаток на его содержание и художественную форму. Искусство могло выполнять свою религиозную функцию лишь в том случае, если оно направляло сознание людей в сторону ...
Семантика цвета в народном орнаменте
В предыдущей главе мы частично рассмотрели основные орнаментальные мотивы, используемые древними людьми для украшения одежды и предметов быта. Мы убедились, что орнамент, это не просто украшение посуды, и платьев, а символические обереги ...