В нашем исследовании это самодеятельный хоровой коллектив, существующий в условиях досуговой деятельности производственного коллектива, выступающий как фактор приобщения его членов к музыкально-художественным ценностям. Психолого-педагогический процесс приобщения членов производственного коллектива к культурным ценностям мы рассматриваем в условиях художественно-творческой деятельности. Этот процесс связан с самопроявлением отдельной личности, ее индивидуальными возможностями в деятельности художественного досугового коллектива. В философском определении личности рассматривается отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, социально-ролевых решений. Она (личность) исследуется с точки зрения содержательных процедур самоинтеграции – поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к преднамеренным свободным актам – поступкам (101,с.190). В аспекте социальной психологии личность рассматривается как представитель определенного класса, сословия, социальное существо, наделенное определенными общественными функциями, поведение которого в обществе определяется выработанными культурой и усвоенными в индивидуальном опыте ценностями (91,с.38). Для нас определенную ценность представляет «социальный тип личности, который неотделим от установки, что общение есть форма самоотдачи, растворения себя в другом» (в нашем исследовании – художественные творческие коллективы) (101,с.191).
Анализ сущности понятия «культура», «ценность», «духовность», «личность» позволяет утверждать, что они тесно связаны и своеобразно пересекаются в социальной жизни производственного коллектива и в рамках коллектива досуга, существующего в условиях последнего.
Понятие «коллектив» нашло отражение в научных трудах ученых философов, социологов, психологов, педагогов (в том числе – и в сфере досуга). В наиболее обобщенном и широком смысле коллектив (collectivus – собирательный) – это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятая решением конкретной общественной задачи (24, с.601). Нас интересует феномен производственного коллектива во всем своем многообразии, а также его педагогические функции в художественном воспитании личности.
Трудовой коллектив, по Г.Л. Смирнову, это группа людей, находящаяся в непосредственном общении между собой, решающая определенные производственные и иные задачи в интересах общества, связанная общей целью, дисциплиной, взаимной ответственностью и единым управлением. Общность коренных интересов, целей и задач общества и коллектива, личности и коллектива, общества и личности – та самая характерная черта, которая делает трудовой коллектив средоточием не только производственной, но и социально-политической и духовной жизни трудящихся (172, с. 62). В теории и практике понятия «трудовой коллектив» и «производственный коллектив» различают. Не каждый трудовой коллектив можно назвать производственным. Коллективы институтов, больниц, концертных объединений относятся к трудовым коллективам. Понятие «производственный» часто употребляют в том же значении, что и «трудовой». Однако производственный коллектив - понятие более узкое, обозначающее только те коллективы, функция которых направлена на производство материальных благ. Таким образом, трудовой коллектив - более широкое понятие, чем производственный. Говоря далее о трудовых коллективах, мы в первую очередь будем иметь в виду производственные, на базе которых и строилось наше исследование.
Современный производственный коллектив интегрирует прозводственно-экономические и социальные функции. Первые выражаются в производственной деятельности коллектива, направленной на конкретный выпуск продукции, повышение ее качества, совершенствование техники и технологии и т.д. Его социальные функции выражаются в воспитании добросовестного отношения к труду, формировании трудовой, творческой активности личности, ее нравственном и духовном обогащении и т.д. Особое место в системе социальных функций производственного коллектива принадлежит воспитательной работе. Формирование личности в коллективе всегда носит комплексный характер. С одной стороны, предметом воспитательного воздействия становится личность как целостный субъект жизнедеятельности с присущей ей нравственными, профессиональными, эстетическими и другими качествами. С другой - сам воспитательный процесс предстает в коллективе в единстве всех его элементов:
Другие статьи:
«Чёрное море»
За внешним реализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика. "Море" и "небо" - вот два главных его героя. Сюжет - их противоборство и единство. "Черное море" отличает какой-то неотменимый ритм, отвеч ...
Цвет в английском интерьере
Великобритания — остров дождей и туманов. Видимо, из-за нехватки солнечного света оттенки цветовой палитры традиционного английского стиля наполняют интерьер неизменным ощущением тепла. Как правило, это нежные и мягкие цвета — кремовый, г ...
Развитие украинской культуры в эпоху социализма
Советская У. л. развивалась под благотворным воздействием освободительных идей великой русской лит-ры, в особенности — социалистических идей русской пролетарской лит-ры, её величайшего представителя, основоположника, гениального писателя ...