Тибетское искусство тесно связано с буддизмом. Наибольшее влияние буддизм приобрел в XV–XVI вв. Светским и духовным правителем стал далай-лама (океан премудрости). Были возведены многочисленные монастыри – крупные архитектурные ансамбли на склонах гор, поднимающиеся уступчатыми террасами от склона к вершине. Плоские крыши храмов венчают золоченые бронзовые символы буддизма жалцаны – высокие цилиндрические сосуды со списками молитв внутри (знак торжества буддийской веры). Например, дворцовый ансамбль Потала в Лхасе (Жилище Бога) – резиденция далай-ламы. В храмах и дворцах особое место занимали произведения скульптуры и живописи. Изготовляли статуи и иконы в монастырях под руководством лам. Писать икону-танка считалось священнодействием: для этого выбирали благоприятные дни и часы, во время работы читали молитвы. Танка – вертикальная модель мироздания. Центральное божество окружено другими, при этом вверху изображения главное божество семейства, а внизу охранители как опора. Фигура главного божества обрамлялась сценами его подвигов.
Здесь же изображался народ, слушающий проповеди; нищие, просящие подаяния; демоны, хватающие грешников. Вывешенные в храме танка создавали торжественно-прздничную атмосферу, придавали обрядам таинственность.
В тибетскую литературу буддизм принес с собой индийскую литературную традицию – пояснять смысл высказывания на конкретных примерах, с помощью коротких историй – притч. Эти назидательные истории помогают получить правильный, с точки зрения буддизма, взгляд на жизнь.
Кроме примеров из переводной литературы, канонической и неканонической, тибетские авторы использовали сюжеты фольклора, примеры из повседневной жизни, собственные наблюдения.
Устное народное творчество, кроме эпоса «Гэсер», дошло до нас в книге «Лам-рим чэн-по», составленной Джора Ензином. Автор стремится переосмыслить фольклорные образы, толкуя их содержание в ключе религиозных понятий. «Лам-рим в примерах» – дидактическое сочинение, потому что главной особенностью изложения материала является то, что рядом с рассказом о положительном описывается отрицательное, рядом с апологетикой святости – критика греховности. Примеры добродетели взяты из житийной литературы, религиозной морали, а описание порока содержит фольклорные сюжеты. Немногочисленные пословицы и поговорки показывают, как народ оценивает обстоятельства и людей. В общем, если убрать авторские резюме, из этих историй можно составить сборник рассказов о жизни различных слоев тибетского общества.
Тибетские буддисты используют во время медитации предметы и изображения, которые символически выражают все основные положения буддизма. К ним относятся изображения богов, мандала, ваджра и колокольчик, ритуальные кинжалы, четки, молитвенные мельницы, ступы, колесо закона, колесо сансары, изображения лотоса и другое. Пластическая глорификация образов, воздвижение скульптур, ступ, реликвариев, богатство и драгоценность используемого материала создают религиозные заслуги (пунья), благую карму в будущих перерождениях, тем самым, создавая условия для чудесного преображения «тела» донатора. Ощущение сакрального порождается сальвационистким импульсом, что предполагает присутствие метафор экзистенции, сопряженных с катарсической ролью искусства. Градуированный процесс Абсолюта передается посредством использования языка искусства.
Мандала – это многоплановое понятие. Это философская концепция буддийской вселенной, её горизонтальная модель. Это магическая диаграмма, используемая в медитации. Или это план храма, в котором находится самый главный будда или бодхисаттва, и вокруг него все остальные храмы. Она может быть из металла, из дерева, нарисована на полу или на потолке в храме, выложена из цветного песка. Мандалу могут изготавливать специально для ритуала или выполнить её в виде изображения танка и постоянно использовать в храмовых службах. А также так называется блюдо для сбора пожертвований в тибетском храме.
Колесо Закона – символическое изображение учения Будды. Это круг с восьмью радиус-спицами, которые символизируют распространение учения по четырем основным и четырем промежуточным сторонам света. Он является символом совершенства. Изображение колеса Закона всегда помещают над входом в храм и подле него должно быть изображение двух ланей, первых свидетелей Просветления Будды.
Чтобы не сбиться со счета при произнесении мантр, буддисты пользуются четками. Они похожи на бусы, их носят на шее или на руке. Каждая бусина называется зерно, зерна нанизаны на нить, концы которой пропущены через одну большую и две маленькие бусины, символизирующие Будду и общину. Четки могут состоять из 108-ми зерен или из 18-ти зерен. 108 – священное число для древнеиндийской культуры, известное из магической практики. 18 зерен – это 18 учеников Будды. Их изготавливают из дерева, косточек плодов, металла, стекла и другого. Четки из цветов и плодов в Индии вешают на шею божества.
Другие статьи:
Кризис души кризис творчества
В 1490-е Флоренция переживает политические и социальные потрясения - изгнание Медичи, кратковременное правление Савонаролы с его обличительными религиозно-мистическими проповедями, направленными против папского престижа и богатого флорент ...
Критерии типологии библиотек
Типология - это синтез общего и особенного, сходства и различия. Своеобразие библиотеки понимается преимущественно как отражение индивидуальных черт, тогда как в действительности своеобразие каждой библиотеки составляет переплетение общих ...
Альтернативные способы изготовления ножек ларца
Для изготовления данной отливки невозможно использовать метод литья в песчано-глинистые формы, это связано с малым размером изделия и сложной конфигурацией а, следовательно, большим количеством разъемов (минимальное количество разъемов - ...