Как бы мы не относились к Советскому государству, оно имело социальную направленность. Поэтому нельзя игнорировать тот факт, что в то время осуществлялось массовое приобщение рабочих производственных коллективов к художественным ценностям, которое было связано с наличием соответствующих факторов и условий, способствующих удовлетворению художественно-эстетических потребностей членов производственного коллектива с учетом их интересов, возраста, пола, образования, видов профессиональной деятельности. Для управления приобщением рабочих производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям необходимо смоделировать организационно-педагогические условия.
В соответствии с целью и гипотезой мы рассмотрим:
- развитие художественно-эстетических интересов и потребностей членов производственного коллектива;
- приближение художественной самодеятельности к производственной деятельности членов коллектива;
- моделирование организационно-этапного подхода к приобщению членов производственного коллектива к художественной самодеятельности.
Анализ опыта привлечения рабочих к художественной самодеятельности, программ смотров показал, что в большинстве случаев организация и деятельность творческих коллективов в условиях производства носила дискретный характер. К основным причинам дискретности следует отнести:
- формальное участие творческого коллектива в смотрах художественной самодеятельности различного уровня;
- отсутствие деятельностного подхода к решению постановлений нормативных документов и созданию постоянных коллективов художественной самодеятельности;
- отсутствие постоянного профессионального руководства творческим объединением в производственном коллективе (разовое выступление, творческий «аврал» перед смотром);
- отсутствие стабильной программы взаимодействия базового дворца культуры с планами культурно-досуговой работы производственных коллективов.
Данные обстоятельства потребовали от нас выяснения организационно-педагогических условий приобщения членов производственного коллектива к художественной самодеятельности.
Понятие «условие» мы встречаем у С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: «Условие – обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; правило установленное в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь; данное требование, из которого следует исходить» (138, с.839). В философской трактовке условие - это « то, от чего зависит нечто другое (обусловленное); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Весь этот комплекс в целом называют достаточными условиями явления. Если из всех возможных наборов достаточных условий отобрать общие, получим необходимые условия, то есть условия, которые представлены каждый раз, когда имеет место обусловленное явление. Полный набор необходимых условий, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности, и к которому нельзя добавить ничего, что не было бы излишним с точки зрения обусловливания данного явления, называют необходимыми и достаточными условиями. Чаще всего условия рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия причины, включающего как внешние, так и внутренние факторы» (197, с.707). Не менее интересной для нашего исследования представляется и мысль Н.М. Борытко, который говорит, что: «Педагогические условия – это внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, который в той или иной мере сознательно конструируется педагогом, предполагает, но не гарантирует определенный результат процесса» (25, с. 3).
Производственный коллектив – это социальный феномен, имеющий специфические педагогические функции. Если клубные учреждения и в прошлом, и в настоящее время призваны обеспечить полноценный и разнообразный досуг личности, то в производственном коллективе понятие «досуг», «досуговая педагогика» значительно трансформируются. Свободное время у трудящихся в производственном коллективе есть во время обеда или по окончании трудового дня. Однако, как мы указывали ранее, в производственном коллективе всегда осуществлялись различные культурно-досуговые мероприятия, имеющие различные психолого-педагогические воздействия на личность. Следовательно, современный производственный коллектив в свободное (от основного вида трудовой деятельности) время осуществляет определенную работу, которую мы обозначаем как педагогический процесс, имеющий большое количество условий, обусловленных его сложностью и многоуровневостью.
В педагогике существуют свои субсистемы биологических, психологических и социальных условий, которые в педагогическом процессе слиты в целостную систему многостороннего развития личности. Ю.К. Бабанский выделяет две группы условий функционирования педагогической системы. К первой группе он относит внешние условия: природно-географические, общественные, производственные, культурные и др. Вторая группа определяется как внутренние условия: учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические, эстетические (144, с.73).
Другие статьи:
Психологическое воздействие формы объекта на человека
Геометрическая форма психологически воздействует на человека и когда представляет собой единое целое, и когда образована путем сочетания, соединения двух и более элементов.
Сочетания бывают трех видов:
• пассивные соединения - связь осу ...
Понятие цивилизации. Культура и
цивилизация
Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация" возник гор ...
Пуританская идеология, этика и литература в среде переселенцев
В XVII в. в Англии возникло религиозное течение, сторонники которого стремились очистить англиканскую церковь от всевозможных наслоений. Это были пуритане. Пуританин - тот, кто строго придерживается аскетического образа жизни, нетерпим к ...