В психолого-педагогической литературе классификация педагогических условий связана с доминирующей целью, обеспечивающей формирование мотивов деятельности; с формированием знаний и умений на основе управления процессом обучения, включением субъекта педагогической деятельности в активное обучение и творчество (Т.И. Шамова, В.И. Андреев). Н.Ф. Талызина выявляет условия эффективного управления деятельностью по усвоению знаний и навыков (в нашем исследовании – творческих ЗУНов), которые неразрывно будут связаны с изменениями и ростом духовных потребностей как необходимого условия приобщения члена производственного коллектива к художественным ценностям:
- необходимость точного указания объекта, процесса управления, наличие цели, программы воздействия на объект воспитания (процесс) с учетом переходных составляющих;
- получение и переработка информации с целью выработки корректирующих воздействий;
- реализация корректирующих воздействий.
Определение условий необходимо, чтобы удовлетворить духовные потребности участников художественной самодеятельности, к которым относятся духовные ценности. Итак, что представляют собой потребности ? В науке потребности трактуются как состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельность (91, с.74). В.Г. Крысько считает, что потребность - это испытываемая личностью нужда в чем-либо (104, с. 93). Мы же в своем исследовании придерживаемся трактовки, данной Г.С. Тарасовым: «Духовная потребность – это потребность целостной личности, причем по своей обращенности к личности – это положительная потребность. Она выступает как форма организации, выражения и развития той сферы значимости, которой живет данная личность в своей индивидуально своеобразной, но непременно общественной, социальной жизни» (190, с.187). Он же отмечает, «что духовные потребности выступают как социальные потребности индивида… аккумулируют общественное содержание через средства и «орудия» духовной деятельности» (Там же, с.27). Средства духовной деятельности участвуют в социальном формировании предмета этих деятельностей, непосредственно или опосредованно влияют на создание (или освоение) этого предмета. Благодаря этому духовные потребности предстают в своей социальной динамике, многозначности и обладают большими возможностями активизирующего воздействия на индивида. Участие личности в деятельности творческого коллектива – это, прежде всего, работа над совершенствованием своих исполнительских навыков и умений, расширение художественного кругозора, упрочение коммуникативных связей, в основе которых находится совместный труд.
К понятию «групповая потребность» (в нашем случае коллективно-творческая) обращались в своих работах Г.А. Андреева, Л.П. Буева, А.И. Донцов, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский и др. Ученые отмечали, что мотивация совместного коллективного труда имеет свою специфику по отношению к мотивации индивидуальной деятельности, но в то же время мотивация индивидуальной деятельности выступает ее основой. Потребность в творческой деятельности неразрывно связана с творчеством. Социально-психологический аспект проблемы творческих потребностей заключается в анализе соотношения двух факторов, детерминирующих трудовую деятельность: с одной стороны, процесса труда как такового, а с другой - отношение работника к труду. Труд - это всегда социально обусловленный процесс (152, с.78.). Выявление интересов и потребностей дает относительно полное представление о художественно-эстетической направленности, если не всего, то части производственного коллектива. Поэтому можно вести речь не только о потребностях, но и о творческих устремлениях членов производственного коллектива.
В 1999 году нами был проведен пилотажный срез в производственном коллективе моторного завода «ЧТЗ Уралтрак» (г. Челябинск). В опросе участвовало 25% от каждой смены работающих. Анализ полученных материалов показал достаточно широкую палитру художественно-эстетических интересов и потребностей (табл. 2.).
Таблица 2
Результаты среза посещения культурно-досуговых центров рабочими и служащими производственного коллектива за год
Виды искусств | Возраст |
Образование и пол |
Итого | |||||||||
Пол |
среднее |
сред. спец. |
н/высшее |
высшее | ||||||||
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж |
жен |
муж | |||
Посещение театров: оперный, драматический и т.д. |
18-25 |
1 |
1 |
1 | ||||||||
26-40 |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 | |||||
41-50 |
12 |
7 |
2 |
2 |
10 |
5 |
19 | |||||
51-60 |
5 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
8 | |||||
22 |
12 |
2 |
6 |
1 |
1 |
15 |
9 |
34 | ||||
Посещение концертов звезд эстрады |
18-25 |
47 |
19 |
27 |
10 |
10 |
4 |
3 |
1 |
7 |
4 |
66 |
26-40 |
25 |
13 |
10 |
4 |
6 |
3 |
3 |
2 |
6 |
4 |
38 | |
41-50 |
19 |
19 |
6 |
4 |
7 |
3 |
3 |
1 |
3 |
2 |
29 | |
51-60 |
6 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 | |||||
97 |
46 |
46 |
20 |
26 |
12 |
9 |
4 |
16 |
10 |
143 | ||
Посещение концертов художественной самодеятельности |
18-25 |
30 |
6 |
20 |
3 |
6 |
2 |
3 |
1 |
1 |
36 | |
26-40 |
40 |
5 |
26 |
3 |
7 |
2 |
6 |
1 |
45 | |||
41-50 |
42 |
7 |
30 |
4 |
7 |
2 |
1 |
3 |
2 |
49 | ||
51-60 |
30 |
14 |
26 |
10 |
3 |
3 |
1 |
1 |
44 | |||
142 |
32 |
102 |
20 |
23 |
7 |
11 |
2 |
6 |
3 |
174 | ||
Посешение концертов симфонического и народного оркестр |
18-25 |
8 |
3 |
2 |
3 |
8 | ||||||
26-40 |
8 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
10 | ||||
41-50 |
10 |
4 |
1 |
3 |
2 |
1 |
5 |
2 |
14 | |||
51-60 |
11 |
5 |
1 |
2 |
1 |
7 |
3 |
16 | ||||
37 |
11 |
3 |
9 |
2 |
6 |
19 |
7 |
48 | ||||
ВСЕГО: |
298 |
101 |
151 |
42 |
64 |
22 |
27 |
6 |
56 |
29 |
399 |
Другие статьи:
Церковь в годы Великой Отечественной войны
Некоторое изменение политики советского руководства в отношении Русской православной церкви наметилось после начала Второй мировой войны и было связано с присоединением к СССР западных территорий с нетронутой гонениями религиозной жизнью. ...
Развитие русской живописи
Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истор ...
Историческое развитие праздника – отражение быта и веры
Что же значил Купала для славян?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть два периода, существовавших до и после ключевого исторического события – Крещения Руси.
Первый период – это эпоха язычества. Стремление познать тайны ...