Французская Национальная библиотека получила свое название, отражавшее ее особый статус (статус первой библиотеки страны, особого института государства), в 1795 г. по декрету от 16 октября. Но при этом (фактически до 1814 г.) ее продолжали называть Библиотекой короля .
Как и Библиотека Британского музея, она была сориентирована и на обеспечение полноты фондов национальной книжной продукции, и на выполнение функции центральной научной библиотеки универсального профиля, что было, в свою очередь, определено уникальными по своему объему и репертуару фондами Библиотеки. Однако на протяжении ряда лет, прошедших после отмены в период революции 1789-1794 гг. старого закона об обязательном экземпляре и до его восстановления в 1810 г., Национальная библиотека не получала обязательного экземпляра. Более того, в отличие от национальной библиотеки Великобритании французская Национальная библиотека на протяжении почти целого столетия переживала кризис. Это выражалось в том, что значительная часть ее фондов была не разобрана и не каталогизирована, а это, в свою очередь, снижало масштабы и качество обслуживания читателей. Оказалась же она в крайне сложном положении в силу того, что стала обладательницей огромного и уникального по своей ценности собрания.
Многочисленные книжные и уникальные целостные коллекции попали в библиотеку после гигантской по своим масштабам национализации частных книжных коллекций и секуляризации собственности монастырей и церквей. (Она была проведена в годы Великой французской революции в конце XVIII в.) Оба эти события произошли в ноябре 1789 г., когда был обнародован декрет Учредительного собрания о передаче церковного имущества в распоряжение нации.
При этом были даны указания, как составлять описи и передавать их в муниципалитеты. В марте 1792 г. Вышел декрет о конфискации имущества эмигрировавших сторонников короля. В соответствии с декретом от 2 ноября 1789 г. были организованы так называемые "литературные департаменты", которые занялись перераспределением книжных фондов по регионам страны. Высказывалась даже идея создания единого сводного каталога на все книжные собрания. 18 декретов и многочисленные распоряжения были направлены на то, чтобы конфискованные книги (1,5 млн томов в Париже и 6 млн томов в провинции) были в кратчайшие сроки предоставлены в распоряжение читателей.
Все первоначальные попытки обеспечить сохранность национализированных фондов, не говоря уже об их обработке и предоставлении этих фондов в пользование читателям, были безуспешными. 24 постановления Конвента о библиотеках, шесть из которых были направлены на охрану книжных фондов, не дали положительного результата, несмотря на то, что 31 августа 1794 г. было принято постановление, согласно которому виновные в уничтожении книг приговаривались к двум годам тюремного заключения.
"Литературные департаменты" становились со временем публичными библиотеками округа, города или центральных школ (учебных заведений, которые поначалу создавались новыми властями во всех департаментах). После превращения в соответствии с декретом от 28 января 1803 г. центральных школ в лицеи, фонды библиотек центральных школ были переданы в ведение муниципалитетов.
Судьба многих коллекций оставалась незавидной на протяжении двух веков. Эта ситуация была осложнена тем, что библиотеки, находившиеся в ведении новых властей, обязаны были организовать продажу книг из своих коллекций.
10 ноября 1791 г. при Комитете народного образования была создана библиотечная секция, которую возглавил аббат Анри Грегуар (1750-1831).
В задачи секции входило переустройство имеющихся и создание новых библиотек.
Во многих городах Франции возникли крупные муниципальные библиотеки. В соответствии со специально принятым декретом в каждой вновь создаваемой библиотеке должен был быть организован каталог.
Значительная часть конфискованных книжных фондов попала в Национальную библиотеку. К имеющимся в библиотеке 300 тыс. томов, скопившимся за время революции и наполеоновских войн, добавилось еще 157 тыс.томов. Существовала серьёзная проблема каталогизации, решить её не удавалось вплоть до конца XIX века. Чтобы вместить фонд использовалось отделение в Библиотеке Арсенала.
Другие статьи:
Основные результаты исследования
Рубеж тысячелетия совпал с переходом человечества к третьей стадии развития (после аграрной и индустриальной), которую обычно обозначают как информационное общество. Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство спец ...
Творчество М. В. Ломоносова
Лингвистические исследования и реформы Ломоносова явились началом становления общенационального русского языка и затронули важнейшие проблемы форм и жанров художественной литературы. Широко популярны были лекции великого ученого в Академи ...
Проблема модернизации традиционных обществ
Историческая ситуация конца XX века характеризуется сложной этнокультурной обстановкой. Фундаментальной проблемой современной эпохи все более становится противостояние традиционной и модернизированной (современной) культур. Именно это про ...