Музыкальное искусство, являясь самым абстрактным по природе (звук и звуковые морфемы не имеют устойчивой семантики вне контекста), имеет мощную логическую поддержку, проявляющуюся в чёткости структуры музыкально-образного материала, отточенной форме, компенсирующей размытость смыслов звукового "текста".
Мелодии музыки и движениям мима присуще общее качество - они разворачиваются во времени, рождая смысл. Музыка даёт неисчерпаемое многообразие примеров развёртывания мелодии, принципов сочетания контрастных элементов, взаимопроникновения разных мелодий друг в друга, контрапунктирования и т.п. Для каждого вида взаимодействия найдены типологические формы, позволяющие максимально ярко проявиться смыслу этих взаимодействий, вскрыть их суть.
Поэтому весьма плодотворным для театра пантомимы представляется освоение режиссёрами основных видов музыкальной формы, изучение структуры музыкальных произведений и принципов организации целого.
Музыка есть "искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании".
Отдельно взятые звуки сами по себе - ещё не музыка. Природные звуки не являются музыкой по определению. Даже звуки, соединённые в слова, не рождают музыки, пока не появляется осмысленная интонация. "Слова можно говорить, не интонируя их качества, их истинного смысла; музыка же всегда интонационна и иначе "не слышима".
Движения мима музыкальны именно потому, что они имеют интонацию. Характером и качеством интонаций создаются элементы пластического образа. Движения имеют свою партитуру интонаций, которая и является, собственно, "внутренней" музыкой данного героя. В. Дашкевич справедливо замечает, что музыка является искусством комбинирования интонации. Режиссёр, таким образом, создаёт собственный интонационный словарь для каждого из героев.
С появлением интонации рождается феномен, который называется мелодией. Представить линию движения актёра как мелодическую линию, значит, найти правильную фразировку, "дыхание" фраз, их вершины и окончания. И тогда движения станут похожими на музыку.
Работая над музыкальным решением спектакля необходимо определить общий психо-эмоциональный строй, найти главную пластико-мелодическую интонацию всей пьесы.
Это, конечно, не означает того, что определённая пластика непременно должна сопровождаться определённой мелодией. Такое сочетание слов свидетельствует скорее о единстве решения образа спектакля, проявляющееся в музыке и пластике не линейно и не единовременно, но согласно требованиям драматургии, в синтезе.
Таков и будет следующий шаг на пути к "оркестровке" пьесы по Таирову.
Но найти интонацию героев - это ещё не всё. Необходимо отыскать принцип, по которому они будут сочетаться при взаимодействии героев, звучать в целом.
Музыкальные произведения дают нам примеры таких сочетаний. В музыке это называется фактурой изложения. Она может быть гомофонической, полифонической.
Гомофоническая фактура предполагает наличие мелодической темы (главного героя) и соответствующего замыслу фона. Однако, основные элементы могут находиться в различных по степени проявленности конфликта отношениях. Так называемый фон, порой, может стать на время главным элементом, подавив мелодию.
Аналогом в живописи может служить жанр портрета на фоне отдалённого пейзажа. У великих мастеров пейзаж сообщал зрителю многое о характере человека, изображённого на портрете. Он мог также "конфликтовать" с портретом, создавая необходимое художнику напряжение картины в целом.
В классическом театре пантомимы (так называемом "чёрном кабинете") мим часто оказывается практически без фона. Но это лишь первое впечатление. Мим создаёт воображаемый мир вокруг себя из воображаемых предметов. Он предлагает зрителю "достроить" необходимый фон. А через минуту фон может полностью видоизмениться и превратиться из дружественного во враждебный.
Другие статьи:
Исторические стили. Ар Деко
Ар Деко можно назвать не только течением, а, скорее тенденцией в дизайне. Сейчас стиль Ар деко стал достаточно популярным, в частности в восточноевропейских реалиях, где множество людей получили доступ к естественному облагораживанию свое ...
Организация и задачи и условия приобщения членов производственного
коллектива к художественно-эстетическим ценностям
Современная практика показала, что нужно искать нетрадиционные, отличные от клубного коллектива формы и средства, позволяющие наиболее оптимально решить проблему включения членов производственного коллектива в художественно-творческую дея ...
Цвет
В природе не существует ничего бесцветного. В природе–все цвет, начиная с яркого спектра в его первичной чистоте и кончая сложнейшими переплетениями его цветовой игры до самых серых и черных оттенков, которые таят в себе сложнейшие и тонк ...