В начале работы, перед изучением вопросов, связанных со спецификой французского гуманизма, целесообразно вкратце рассмотреть социально-политические и историко-экономические процессы, которые происходили во Франции в течении XVI в. Именно это столетие было переломным в истории страны: от сословно-представительной монархии с феодальной экономикой Франция переходит к абсолютистской монархией с экономикой более-менее капиталистической. Этому сопутствовал и глубокие культурные, духовные перемены, как в обществе, так и умах людей, их мировоззрении. Ниже эти рассмотрим эти процессы подробнее.
Прежде всего, рассмотрим влияние итальянского Возрождения на Францию.
Сам факт появления Возрождения именно в Италии не случаен. Великая и в тоже время простая античная культура открыла человечеству простор для развития. Искренне восхищение западноевропейского человека античностью стало рычагом, позволившим ему понять и транслировать античный способ отношения к миру и античные ценности. Здоровый, не испорченный авторитарностью способ отношения к миру итальянцев был обогащен возможностями личностного развития. Это сочетание привело к рождению людей, личность которых уже во многом определяла тип культуры. В свою очередь, условием существования этой культуры являлось процветание новой личности.
В итальянском Возрождении выделяют Проторенессанс (XII в. – XIV вв.) и Ренессанс, в котором, в свою очередь усматривают три периода: раннее Возрождение (в литературе с XIV вв.), высокое Возрождение (конец XV в.) и позднее (XVI в.). Во второй половине XVI в. наступает продолжительная феодальная реакция из-за политического и экономического упадка в регионе.
В XV – XVI вв. Возрождение распространяется на северные страны, территориально близкие к Италии, но в тоже время существующие в юолее суровых климатических условиях, с относительно недавним «варварским прошлым», в т.ч. Францию. Особенностями этого Северного Возрождения было сильное влияние прогрессивных достижений итальянской гуманистической культуры.
В последней трети XV в. во Франции появляются первые гуманистические кружки.
В некоторых из них стали высказываться идеи, близкие к реформаторским. Наиболее видный кружок сложился вокруг Левефра д‘Эталя. Именно он в 1512 г. сформулировал главное положение Реформации об оправдании верой. франция возрождение гуманизм
Под термином «гуманизм» большинство современных исследователей понимают прогрессивное движение эпохи Возрождения, основной идеей которого была идея антропоцентризма – т.е. человек, его мысли, желания, возможности. Надо подчеркнуть, что сам термин «гуманизм» возник в XVII в. Основным девизом гуманизма можно считать фразу Демосфена – «Человек – мера всех вещей». Деятели гуманизма своей целью ставили проповедование человечности в отношениях между людьми, любовь к людям и уважение к ним. Появления гуманизма можно объяснить как прямое следствие Ренессанса – в противоположность основной идеи средневековья о том, что человек - ничто и полностью подчинен воле Бога, ставились идеи античных мыслителей о высокой значимости личности, индивидуальности и неповторимости каждого человека.
К концу XV в. во Франции устанавливается устойчивые ренессансные тенденции в литературе, живописи, скульптуре и т.д. Большинство французских исследователей относит завершение Ренессанса во Франции к 70-80 гг. XVI в., рассматривая конец XVI в. как переход от Ренессанса через маньеризм к барокко и позднее – классицизму.
Для раннего французского Возрождения характерна разработка античного наследия, углубляющаяся по мере культурных контактов с Италией.
С конца XV в. во Францию приезжают итальянские писатели, художники, историографы, филологи: поэт Фаусто Андренини, ученый грек Иоанн Ласкарис, филолог Юлий Цезарь Слапигер, художники Бенвенутто Челлини, Леонардо да Винчи. Благодаря изяществу стиля труд Павла Эминя «10 книг о деяниях франков» служил примером для подрастающих поколений французских гуманистов.
Юноши из знатных и богатых родов стремились в Италию, чтобы воспринять богатство итальянской культуры. Это отразилось на характере французского Возрождения, особенно на его начальной стадии, придав ему заметный аристократическо-дворянский отпечаток, что сказывалось в усвоении знатными семьями, прежде всего внешних элементов культуры итальянского Ренессанса и широком меценатстве французского королевского двора. Покровительство нарождающейся французской интеллигенции оказывали Анна Бретонская, Франциск I; традиции литературного кружка Анны Бретонской продолжила впоследствии Маргарита Наваррская, привлекшая к себе Рабле, Лефевра д’Эталя, молодого Кальвина, Клеммана, Маро, Бонававентюра и т.д.
И все-таки, нет основания сводить специфику французского Возрождения лишь к аристократизму, равно как и выводить его генезис лишь из итальянских влияний. Культура французского Возрождения вырастала, в первую очередь, лишь на своей почве. Основой его зарождения явилось завершение политического объединения страны, складывание внутреннего рынка и постепенного превращения Парижа в экономический, политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдаленные регионы. Мощным стимулом для развития французской культуры так же послужило окончание Столетней войны, вызвавшее рост национального самосознания.
Другие статьи:
Ажурная резьба
Ажурная (сквозная) резьба по дереву, разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы ...
Монтаж
Был период в кино, когда монтаж провозглашался «всем», вслед за ним наступил период, когда ценность монтажа утратилась. Необходимо понять какое место занимает монтаж в производстве экранного продукта. Почему мы вообще монтируем? Даже самы ...
Корин Павел Дмитриевич
Корин Павел Дмитриевич (1892-1967), русский художник. Родился в Палехе 25 июня (7 июля) 1892 в семье иконописца. В 1912 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1916. Среди его наставников были К.А.Кор ...