православный святыня самарский храм
В 1851-1917-е годы произошло два важнейших события в жизни города и всего края - учреждение в январе 1851г. новой Самарской губернии и открытием в марте 1851г. Самарской епархии. С этого момента Самара становится административным и духовным центром обширного края. В связи с этим город стал разрастаться, возрастали промышленные предприятия, в Самару стремилось большое количество людей, появилась необходимость в возведении храмов.
По инициативе купцов Шихобаловых - Антона, Емельяна и Матвея - жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу - преосвященному Евсевию (Орлинскому) - с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования. Ходатайство было одобрено. На строительство Покровской церкви Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. Строго симметричное сооружение с характерным силуэтом пяти глав и колокольней. Пирамидальность силуэта создается за счет угловых сильно пониженных частей храма и свечи центрального шатра колокольни. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым: алтари были облицованы искусственным мрамором, стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым. Покровская церковь, как сообщали "Самарские епархиальные ведомости" в 1911 году, считалась "одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению". В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: "Деньги есть - надо строить", - говорил он.
Однако самым значимым событием второй половины XIXв. было строительство Кафедрального собора. Он также был построен на пожертвования горожан в честь чудесного спасения Государя императора от покушения. Храм разрабатывал профессор архитектуры Эрнст Иванович Жибер. Наш Самарский Собор стал его главным творческим достижением. Кафедральный Собор в Самаре строился 25 лет. В зимнее время строительство прекращалось. 29 августа 1971 года царь Александр II собственноручно заложил камень в строящийся Храм. В 1886 году возведена колокольня, 22 октября 1887 года водрузили крест на главный купол, а в 1893 году на колокольню был поднят большой колокол "Благовест" (14080 кг), отлитый на средства купца Д.В.Кирилова в Москве на заводе Финляндского. [3]
Храм был построен в византийском стиле. Это направление в архитектуре было олицетворением официальной доктрины, представляющей союз церкви как символ идеологический и самодержавия, как символ политический. Проекты храмов в форме византийской архитектуры поддерживались как образцы национальной архитектуры. Культивировался 17 век, время утверждения на престоле династии Романовых. Византийские мотивы кафедрального собора: полусферические шлемовидные купола, прямо вырастающие из барабанов, тройные арочные окна, сложность объемов, обилие декоративных кирпичных деталей. Храм был богато украшен. Три золоченых иконостаса разработал известный самарский архитектор А.А. Щербачев. Для росписи икон пригласили мастеров из Палеха. Одна икона, Святителя Алексия была написана по заказу губернатора Свербеева, самарским иконописцем, рожденным без рук и ног, крестьянином села Утевка Бузулукского уезда.- Григорием Журавлевым. Церковная утварь: бронзовая, золоченая, серебряные и золотые иконы, медные, вызолоченные кресты выполнены были московскими мастерами. Запрестольная икона была написана академиком А.Н. Новоскольцевым. Кафедральный Собор в Самаре строился на века, однако, прожил чуть больше времени, чем возводился…
Последняя каменная церковь, возведенная в Самаре перед началом революции - Петропавловская церковь. Своим современным видом церковь обязана архитектору А.А. Щербачеву, перестроившему здание в конце XIX в. Единственным благотворителем, взявшим на себя все расходы по возведению церкви, явился купец Андрей Наумович Головачев. Ее построили за два строительные сезона и 26 сентября 1865 г. освятили во имя апп. Петра и Павла. Архитектура храма была выдержана в русском стиле. Две шатровые главки венчали объем настоящей церкви и колокольни. Внешние фасады были оштукатурены и выбелены. Первоначальные размеры составляли 9 на 17 метров.
Другие статьи:
Арто: «Театр жестокости» как способ воздействия на зрителя
Антонен Арто (1896 — 1948), французский теоретик театра, режиссер, актер, поэт. В 1924 — 26 годах примыкал к сюрреализму. Произведения Арто, независимо от жанра, представляют собой «фрагменты» единого проживаемого опыта «тотального отрица ...
Технология плавки
Перед плавкой печь или тигель тщательно очищают от остатков шлаков и металла от предыдущих сплавов. Тигли изложницы и плавильный инструмент (мешалки, шкребки) очищают от окалины, следов расплава и окрашивают защитной краской. Ковши подогр ...
Контраст
Контраст - резкое различие элементов композиции - мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого. Контраст выделяет часть изо ...