Эстамп – это произведение художественной графики, отпечаток на бумаге изображения, сделанного на печатной форме. Такие оттиски издавна присутствуют в библиотеках мира: и как гравированные иллюстрации в книгах, и как отдельные листы. В «Описи книг, привезенных из Варшавы», которая датирована 10 февраля 1797 г., значатся 8 малых ящиков с «эстампами и атласами». К концу 1810 г., то есть ко времени подписания императором Александром I рескрипта об открытии Библиотеки «на пользу общую», в ней хранились эстампы, картины, портреты и ландкарты: «12 папок, 43 связки и 42 свертка».
К началу XIX в. интерес к изобразительному искусству в российском обществе резко вырос. То, что печатная графика заняла достойное место в фондах Библиотеки, во многом является заслугой Алексея Николаевича Оленина – директора Библиотеки и президента Академии художеств. Существующее собрание гравюр следовало организовать так, чтобы стало возможным использовать его. Поэтому в 1812 г. по просьбе Оленина в звании почетных библиотекарей утвердили двух художников, «способных к смотрению за эстампами и знающих рисовальное и гравировальное искусство». В 1815 г. поручение «привести в систематический порядок … собрание эстампов и сделать оным надлежащую опись» было дано помощнику библиотекаря Ивану Андреевичу Крылову.
Тем не менее до 1840-х гг., когда директором Библиотеки стал Дмитрий Петрович Бутурлин, ситуация с хранением эстампов почти не изменилась. Хотя их поступления были незначительными, фонд все же увеличивался, а попытки упорядочить его не были доведены до конца. Положение изменилось благодаря энергичной деятельности библиотекаря Василия Ивановича Собольщикова. Именно он, один из первых знатоков изобразительного искусства в Библиотеке, заложил основы нынешнего Отдела эстампов. О проделанной им работе подробно говорится в архивном документе:
«…Собрание эстампов, состоящее из 50 000 листов, приведено в следующий порядок:
1. Эстампы с именами граверов или с монограммами разделены на школы: немецкую …, итальянскую …, голландскую …, французскую …, английскую … и русскую. … Сверх школ образовался еще отдел граверов малоизвестных …
2. Эстампы, на которых не означено имени гравера, разделены по содержанию…
3. Чтобы предохранить эстампы от повреждения и растраты и дать портфелям правильную форму, все собрание наклеено на … бумагу одинакового формата…»
Для хранения этого собрания были сделаны низкие шкафы с выдвижными полками, на которые легли основательно сделанные папки, закрытые каждая специальной шторкой. Эта работа пришлась на период, когда в мире только начинали разрабатываться основные методы гравюроведения. В 1821 г. вышло классическое руководство библиотекаря Венской королевской библиотеки, художника и гравера Адама Барча, которое, без сомнения, тщательно изучал Собольщиков. В 1859 г. при осмотре крупнейших библиотек Европы он мог убедиться, что организация фонда эстампов в С.-Петербурге вполне соответствует современному уровню. Преемником Собольщикова стал Владимир Васильевич Стасов – с 1855 г. его добровольный помощник, а впоследствии, с 1872 г., заведующий Отделением изящных искусств и технологии, в котором во второй половине XIX в. хранилась печатная графика.
К середине XIX в. собрание эстампов, состоявшее первоначально из иностранных гравюр, стало пополняться и русскими произведениями. Они поступали в соответствии с законом об «обязательном экземпляре», покупались, нередко их приносили в дар – целыми коллекциями или отдельными листами – частные лица и учреждения.
Другие статьи:
16 правил написания сценария
Правило 1. Только не натюрморты
Не предавайтесь долгим описаниям вещей или интерьера. Дизайн все равно будут делать художники, а у читателя есть воображение. Чаще всего фразы "Спальня Мити, утро" вполне достаточно. Ваша работа ...
Этюд по картине: «Посещение царевной женского монастыря»
Зима 1912 года. К женскому монастырю подъезжает царская карета. Из нее выходит молодая царевна, няня, матушка и сестра.
Царевна приостанавливается у входа в монастырь и медленно охватывает его взглядом снизу вверх. На какое-то мгновение ...
Церковь Покрова на Нерли
До недавнего времени в литературе была принята датировка храма по Н.Н. Воронину – 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя – Изяславе Анд ...