Основные принципы построения многофигурной композиции:
1 – выбор характерных элементов композиции: объединение по однородным признакам, стилю, форме, цвету, фактуре; выявление и подчеркивание наиболее важной однородности; включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение;
2 – соблюдение закона ограничения (не больше трех) в материале, деталях, цвете, форме;
3 – основа динамичной композиции – неравносторонний треугольник, статичной композиции – симметрия;
4 – группировка большого числа изображений объединением по два-три элемента;
5 – обеспечение свободного пространства между группировками (при плотном сжатии теряется красота отдельных частей композиции);
6 – взаимосвязь между группировками и внутри их за счет линии, пластики, а также обращения одних элементов вполоборота к другим и к зрителю – закон сцены;
7 – достижение объемности, перспективы с помощью цвета, размеров динамики и формы;
8 – соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.
Композицию могут разрушать следующие факторы: разобщенность фигур на листе; одинаковое расположение фигур в одних и тех же позах и на одинаковых расстояниях друг от друга; если фигуры разномасштабные, а ноги у них находятся на одном уровне; если фигуры одномасштабные, но находятся на разном уровне.
Многофигурная графическая композиция встречается в творчестве модельеров не реже, чем однофигурная. Даже одна модель, изображенная в нескольких поворотах или ракурсах, дает одну из форм такой композиционной организации. Несколько различных моделей одной модной коллекции позволяют делать эффектные многофигурные композиции, широко и разнообразно показывающие идею, заложенную в основу работы. Этим приемом активно пользуются и в процессе проектирования и в рекламе новых изделий.
При решении двухфигурной композиции в зависимости от размера фигур возможны два варианта: одноплановые и разноплановые. Если фигур только две, то они располагаются рядом друг с другом и пластическая связь их должна быть очень тесной. Обе приковывают внимание зрителя даже в случае разной активности выражения. Взаимодействие между ними может быть двух типов:
1 – пассивное взаимодействие: при фронтальном изображении прямой связи между их движениями нет, есть только пластическое взаимодействие, «внутренний диалог»;
2 – активное взаимодействие: степень его выражения различна – от простого поворота головы до прямого взаимодействия.
При выполнении одноплановой двухфигурной композиции необходимо установить пластическую связь двух фигур между собой. Элементы фона должны помочь связать и объединить их. В такой работе необходимо учитывать характер и пластику поз.
В разноплановой двухфигурной композиции степень условного пространства возрастает, т.к фигуры находятся в сложном взаимодействии и это обусловливает пластическую связь между фигурами и фоном. В работе необходимо правильно передать пропорции увеличенной фигуры и характер движений, определить особенности костюма, то для чего фигура была выведена на первый план.
Расположение большого количества фигур на плоскости идет по принципу равновесия частей композиции. Для этого, кроме центральных, применяются развернутые и замкнутые композиции. В развернутой композиции изображения моделей подаются одна за другой, и группа разворачивается в одной плоскости по ширине. Пластическое движение фигур может идти справа налево или слева направо. Графика почти не имеет глубины пространства (или оно неглубоко). Такой подход наиболее часто применяется в фор-эскизной работе.
Замкнутые композиции строятся в форме круга (кольца или полукольца). Одна, две или три фигуры могут быть главными, но можно сделать и так, чтобы все фигуры находились в равном положении. Глубина пространства может быть неограниченной.
Разомкнутые кинетические композиции организуют движение фигур справа налево, слева направо и по диагонали.
В данной работе были рассмотрены вопросы графического изображения костюма, композиции листа, принципы построения композиции костюма. Представлены различные графические приемы. На занятиях мы применяли различные графические техники на практике, научились изображать и использовать при работе хроматический и ахроматический цветовые ряды. Применяли орнаментальную технику, энкаустику, монотипию и др. Также с помощью цветового круга подбирали и изображали в работах родственные и контрастные цвета в одежде, использовали технику треугольников (прямоугольный, равносторонний, равнобедренный, тупоугольный). Все это призвано научить студентов выполнять эскиз костюма в графике и во многих других техниках. Благодаря практической работе по рисунку и композиции костюма у нас, как у будущих специалистов начал сформировываться художественный вкус. Обучение графике способствовало развитию представления и понимания целостности костюма.
Другие статьи:
Взаимосвязь Сросткинской и Басандайской культуры
Период развития средневековья в истории юга Западной Сибири является наиболее важным этапом в формировании современных коренных народов, проживающих на этой территории. В начале II тыс. н.э. в Новосибирском Приобье происходит смена населе ...
Рекреационная система региона
В городе-курорте Белокуриха расположено несколько санаториев и лечебных учреждений. Воздух курорта необычайно чист и благодаря повышенному содержанию легких аэронов, концентрация которых вдвое больше, чем на всемирно известном Швейцарском ...
Каменное зодчество
Древнейшим каменным храмом на Руси является Десятинная церковь в Киеве (989-996) о которой мы судим лишь по ее открытым раскопками фундаментам. Первоначально это был крестово-купольный, шестистолпный храм, вскоре расширенный путем обстрой ...