В культурологии разраб теории линейного развития К. Одна из таких теорий была разраб нем философом К. Ясперсом: '' Смысл и назначение истории'' (1949). Я. Предлож противоположность теории культ циклов идею, кот заключ в том, что чел-во имеет ед истоки и общую цель. В развитии всемир ист Я. Выдел 4 периода: 1. Доисторическая эпоха; 2. Эпоха древних культур; 3. Осевая эпоха; 4. Новая научно-тех. Доисторическая(20 тыс.лет до н.э.): чел живёт вне истории, он лишён чувства времени, почти не выделяя себя из природы и животного мира. В это время происх возник языков, изобрет орудий труда. Чел нач исп огонь. Формир мифологич картина мира и соответ ей правила поведения. Важным признаком К. эпохи Я. Счит тип коммуникации. В доисторич период Коммуник выполн практич роль. Доисторич период продолж до конца IV тыс. до н.э. В это время возник великие культуры древности: Шумерская, Египетская, Эгейская, Культура Доарийской Индии. Возник гос-во, письменность, начинает исп сила воды. Всё это знаменует переход к новой фазе культ развит. – Историческому периоду. Между 800 и 200 гг. до н.э. происх культ переворот, кот Я. Назвал началом Осевого Времени. Он происх независимо одновременно в 3-х регионах: на Востоке, на Ближнем Востоке(Иран, Палестина), на Западе(Др. Греция). В это время происх переход от мифологич к рацион научному знанию, заклад основу научных и философских знаний, искусства и мировых религий, формир категориальный аппарат, отвеч треб-м соврем науки. Вначале на путь осевого вр вступили лишь немногие этнические общ-ти, но в дальнейшем и др народы начинают воспринимать идеи осевого времени и включ в историч развитие. В осевую эпоху происх изм-е мировоз-й чел. Он осознаёт бытий в целом, самого себя и свои границы. Осознание безгранич мироздания и своей собст незащ-и разруш непосредст, гармоничное отнош к миру. Это чувство Я. Наз историческим сознанием. Осознание собственного одиноч-ва порожд потреб общения с др людьми. Это дух общение Я. наз подлинным экзистенциальным общением. Новая научно-тех эпоха: этот новый тип К. формир в эпоху Возрождения, утверж в Новое Время. Он основан на достиж науки и техники. Для соврем эпохи хар-но глобальное ед-во чел. Европейская К. оказ влияние на все др мировые К. Однако, Я. Полагает, что соврем Европ К. нельзя рассматр в качестве второй основ мировой истории, поскольку в основе истории, как ед процесса, должно лежать дух начало. Анологию соврем Европ К. следует искать не в осевой, а в доисторической эпохе. Я. счит, что, если в будущем наступит второе осевое время, то это произойдёт тогда, когда будут открыты новые основы дух жизни общ-ва.
Другие статьи:
Середина XIX века
До 1840-х гг. русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением В ...
Комплексное ландшафтно-рекреационное зонирование территории
В ходе исследования ландшафтно-рекреационного потенциала Алтайского края было выполнено ландшафтно-рекреационное зонирование территории, которое проводилось в несколько этапов.
Выделение рекреационных зон по степени благоприятности ландш ...
Празднование «Ивана Купала» в ближнем зарубежье
Германские, скандинавские и прибалтийские народности пышно справляли день и ночь летнего солнцестояния. "Yhannes" у финнов, "Ligo" - у латышей, "Jonines" - у литовцев, один из важнейших календарных праздников ...