Кадры кинохроники были беззвучны. Звукорежиссер фильма «Пассажир поезда №12» сумел оживить черно-белую картинку при помощи искусственного наложения звука. В киноленте авторы использовали музыкальные произведения Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Георгия Свиридова. Широко применяются в картине различные звуковые эффекты: музыка и шумы различных видов. Каждый звуковой эффект в фильме выполняет свою функцию.
Музыка, используемая в этом фильме, относится к закадровой, поскольку мы не видим, непосредственно, на экране сам источник музыки. Всего в «Пассажире поезда №12» можно встретить один момент, в котором встречается музыка из категории «в кадре». Это - народные гуляния. Толпа женщин и мужчин хором поют народные песни под аккомпонимент гармони, которую можно увидеть при более детальном рассмотрении эпизода.
В киноленте «Пассажир поезда №12» используются все категории музыки, то есть иллюстративная, настроенческая, драматургическая.
Все же в фильме преобладает настроенческая музыка. Звукорежиссер не просто ставит фоном к видеоряду какую-либо музыкальную композицию, он тщательно подбирает музыкальное произведение к каждой монтажной фразе. Музыка должна подходить как по ритму, так и по эмоциональной составляющей.
Музыка из категории «настроенческая» должна выполнять функцию по созданию определенного эмоционального состояния у зрителя. Рассмотрим подробно, в каких моментах Виктор Луняков – звукорежиссер фильма - использует настроенческую музыку. В самом начале «Пассажира поезда №12» рассказ героя сопровождается спокойной мелодичной музыкой, которая задает темп повествования и создает спокойное эмоциональное состояние.
Другой наиболее яркий пример, использования настроенческой музыки, можно увидеть в конце девятой минуты фильма. Место действия – Москва, 24 мая 1913 года. Царская Россия празднует 300-летие Дома Романовых. Торжественность мероприятия звукорежиссер подчеркнул грамотно выбранной музыкальной композицией. В этом моменте настроенческая музыка полностью выполняет свои функции. У зрителя за счет фоновой музыки создается ощущение торжественности и значимости события.
Еще одним удачным и поэтому запоминающимся является эпизод, в котором герой рассказывает о думах Льва Николаевича Толстого. Смысл слов подчеркнут интригующей и завораживающей музыкальной композицией, заставляющей зрителя вместе с писателем поразмышлять о настоящем и будущем России.
Разлад в семье графа Толстого Луняков также подчеркивает настроенческой музыкой. Примененная в этом случае музыка навевает на зрителя грусть и отчаяние.
Второе место по объему использования в фильме «Пассажир поезда №12» занимает музыка из категории «драматургическая». Музыкальные произведения этого вида призваны дополнять закадровые тексты и действие в видеоизображении.
Подобное музыкальное сопровождение встречается в фильме в нескольких эпизодах. Например, музыка с драматургическими нотами звучит, когда рассказчик повествует о распаде или, как говорится в фильме, «исходе» крестьян из деревень. Герой делится со зрителями мыслями Льва Николаевича Толстого по этому поводу: «Исход русских деревень влечет за собой распад всего государства». Драматизм этих слов усиливает настороженная музыка.
В киноленте есть еще несколько ключевых кадров, на которых зритель заостряет свое внимание, благодаря драматургической музыке. Отношение графа Толстого к расстрелу людей, виновных в гибели царя, также подчеркнуто драматической музыкой.
Звучит драматургическая музыка и тогда, когда перед зрителем встают картины «настоящей» жизни русского народа. Операторами были сняты голодные и грязные дети, их нищие и пьяные родители. Само видео уже драматично, а в купе с музыкой достигается необходимое эмоциональное состояние, то есть жалость, сострадание.
Присутствует в «Пассажире поезда №12» и музыка из разряда «иллюстративная». Музыкальные произведения этого вида обычно призваны отображать то действие, которое происходит на экране. Луняков употребляет этот вид музыки в момент семейной прогулки. Музыка неторопливая, легкая и непринужденная, как и запечатленная на кинопленке прогулка семьи Льва Толстого.
Бурная, кипящая столичная жизнь подчеркнута веселой, ритмичной музыкой, то есть той, которая иллюстрирует видеоряд. Музыка рассматриваемого вида звучит и в конце фильма. Поезд прибывает в фашистскую Германию, на перроне в него садятся люди в военной форме, на рукаве которой повязки с изображением фашистской свастики. Этот фрагмент иллюстрируется характерной немецкой музыкой, ассоциирующейся у российского зрителя с временами фашизма.
Оживить немые кадры кинохроники режиссерам помогла не только музыка, но и шумы. Такой звуковой эффект как шумы в киноленте «Пассажир поезда №12» распространены достаточно широко. Например, шаги героев, визг пилы, звон колоколов, гудок поезда, щебетание птиц. В документальном фильме о жизни графа Льва Толстого используются обе категории шумов, то есть синхронные и фоновые.
Другие статьи:
Методика выполнения проекта. Рельефный погрудный портрет для памятной доски
Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа.
Но не следует забывать, что удачно выбранный материал сам по себе не может быт ...
Торговля
Товарное производство на Руси существовало уже на ранней стадии феодализма. В большей степени его возникновение связано с ростом ремесла и городов. Выделение ремесла, возникновение и рост городов содействовали расширению внутреннего рынка ...
Социально-политические идеалы XIX века: либерализм,
марксизм, анархизм
культура буржуазный научный революция романтизм
XIX век испытал множество социальных потрясений и подготовил множество потрясений веку грядущему. В это время зародилось несколько социально-политических идеологий, из них три на протяжении ...