В анализируемой киноленте режиссер использует достаточно много выразительных средств, которые придают ей экспрессию и выразительность.
Наиболее распространена в «Пассажире поезда №12» визуальная (видео) метафора.
Особое место занимает повторяющиеся визуальные метафоры, встречающиеся на протяжении всего фильма. Например, часы-маятник - символ времени, ценности времени. Этот образ режиссеры заявляют уже с первых минут «Пассажира поезда №12». Стрелки на циферблате исправно отмеряют время, а маятник отсчитывает минуты бесценной жизни. Эта визуальная метафора проходит через весь фильм. Часы живут вместе с Львом Николаевичем. В те моменты, когда необходимо подчеркнуть, выделить какой-либо эпизод или слова на экране появляются часы, которые словно напоминают об ответственности за каждое действие. В конце фильма маятник останавливается, как останавливается жизнь Льва Николаевича Толстого.
Под этот же вид попадает метафора – детские глаза. Выразительный взгляд девочки, также как и маятник, появляется тогда, когда нужно привлечь внимание зрителя.
К повторяющимся видео метафорам также относится движущийся поезд, который словно напоминает зрителю фразу, произнесенную в начале фильма: «Все пассажиры в этой жизни».
Употребляет режиссер в киноленте завершающиеся визуальные метафоры. Примером может послужить часы, стрелки которых останавливаются в день смерти графа Толстого, отмеряя точное время гибели – 6 часов 5 минут. К этому виду можно отнести метафору отдаляющейся от нас фигуры Толстого. Этим приемом, наверняка, авторы фильма хотели подчеркнуть уход гения из земной жизни.
Встречаются в фильме и метафоры-противопоставления, яркие и содержательные. Автор фильма путем специального вида монтажа, о котором говорилось выше, сравнивает богатых и бедных детей. Таким же приемом режиссер противопоставляет обезумевший народ и умиротворенных людей «высшего света».
В киноленте встречаются звуковые метафоры. Через весь фильм проходит мелодия вальса. Это выразительное средство можно отнести к разряду – повторяющаяся звуковая метафора.
Фильм «Пассажир поезда №12» продемонстрирован зрителю в 1999 году. В Екатеринбурге на кинофестивале неигрового кино «Россия-99» кинолента Марка Осепьяна и Владимира Македонского завоевывает главный приз.
У этого фильма много особенностей. Во-первых, он целиком построен на архивных съемках, запечатленных вначале прошлого века первыми русскими кинооператорами Александром Дранковым, Жозефом Мейером, Томасом Тапселем, Иваном Фроловым. Во-вторых, авторы применили необычную форму изложения материала. О Льве Толстом рассказывает русский эмигрант, когда-то сопровождавший съемочную группу, работавшую в Ясной Поляне.
Хронометраж фильма составляет 52 минуты. 47 из них – это черно-белые кадры кинохроники. Авторам пришлось приложить немало усилий, что бы восстановить пленку с изображением Льва Толстого. В фильме используется и прием сепии, а также цветные видеокадры.
Моменты, запечатленные в 1908 – 1910 годах, были беззвучны. Звукорежиссер Виктор Луняков проявил смекалку и находчивость, чтобы «оживить», то есть озвучить немые кадры кинопленки.
В фильме использованы различные звуковые эффекты: речь, музыка, шумы. Голос за кадром принадлежит профессиональному актеру Борису Плотникову. Музыка в кинофильме «Пассажир поезда №12» едва ли не основная эмоциональная составляющая. Музыка, используемая фильме, относится к закадровой. Она выполняет в исследуемой киноленте ряд функций: создает настроение, подчеркивает драматургию происходящего на экране, иллюстрирует видеоряд.
Оживить немые кадры кинохроники помогла не только музыка, но и шумы. В «Пассажире поезда №12» звукорежиссером использованы и синхронные, и фоновые виды шумов. При помощи шума создается реальная звуковая атмосфера, звуковой образ, настроение. Шумы выполняют драматургическую функцию, символизируют событие.
Экспрессию и эмоциональность фильму придают выразительные средства. В фильме «Пассажир поезда №12» распространена визуальная (видео) метафора.
Другие статьи:
Развитие украинской культуры в эпоху социализма
Советская У. л. развивалась под благотворным воздействием освободительных идей великой русской лит-ры, в особенности — социалистических идей русской пролетарской лит-ры, её величайшего представителя, основоположника, гениального писателя ...
Явления в драматургии
С движением свободных театров связаны аналогичные явления в драматургии. Драматургия Бека, Гауптмана, цикл «неприятных пьес» Шоу выражали резкокритическое отношение к буржуазному миру.
Центральной фигурой театральной жизни рубежа XIX— XX ...
Функции искусства
Функции искусства:
1. Рекреативная функция – искусство служит для отдыха и развлечения. В нем ищут средство психологической разрядки, отвлечения от напряжения и забот будничной трудовой жизни. На эту функцию ориентируется массовое искусс ...