Известно, что Летний дворец Петра I — это самый ранний и самый скромный из петербургских дворцов. На левом берегу Невы в том месте, где из нее вытекает река Фонтанка, первую царскую резиденцию — деревянное здание «голландского» фасада — возвели еще в 1704 г. В 1708–1712 гг. архитектор Д. Трезини построил вместо деревянного дома, небольшой каменный дворец, который и стали называть Летним. В работе по внутренней и внешней отделке дворца принимал участие архитектор А. Шлютер.
Прямоугольное, двухэтажное здание дворца, перекрытое четырехскатной черепичной кровлей, было довольно скромным и не отличалось каким-то особенным великолепием. Лишь позднее фасады здания украсили 29 рельефами на мифологические темы, в которых в художественной форме были отражены события Северной войны. Скромность внешнего и внутреннего убранства объяснялась тем, что летний дворец не был предназначен для официальных приемов, а служил императорским жилищем, в котором Петр I с семьей жил с апреля по октябрь.
На каждом этаже дворца расположено по семь комнат. Первый этаж император отвел под свои покои, второй этаж предназначался для его жены Екатерины Алексеевны и детей. Поэтому в дворце было два кабинета, а также токарня, в которой государь занимался токарным делом, танцевальная, детская, спальня, столовая и гардеробная. Из скромного убранства царских покоев сохранились изразцовые печи, резные дубовые панно, живописные потолочные плафоны. Великолепное впечатление производит огромный, во всю стену барометр, с тремя круглыми табло, которые показывают атмосферное давление, направление и силу ветра. Над Летним дворцом возвышается флюгер — фигура Святого Георгия Победоносца.
Вокруг дворца по повелению Петра I в 1704–1730 гг. был разбит Летний сад. Регулярный, со строго геометрической сеткой аллей, сад был тогда новинкой в России. К тому же в саду установили многочисленные статуи, бюсты, скульптурные группы на античные сюжеты, что было тоже новостью в отечественном садово-парковом искусстве. В 1773–1786 гг. со стороны Невы Летний сад обнесли изящной кованной решеткой, выполненной по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова. С тех пор решетка Летнего сада стала одним из самых ярких символов Санкт-Петербурга.
Михайловский (Инженерный) замок строился в 1792–1800 гг. для императора Павла I. Сохранилось несколько преданий, объясняющих почему Павел I решил устроить для себя новый императорский дворец, впрочем, их истинность не поддается проверки. Одно известно точно, дворец получил свое имя в честь небесного покровителя императора — архангела Михаила. Неизвестно точно и имя архитектора — в разных исследованиях называют имена В. Баженова и В. Бренны. Последние исследования показали, что проект замка принадлежал все же В. Баженову, но строивший Михайловский дворец В. Бренна частично изменил и дополнил баженовский проект.
Новый царский дворец был построен в стиле средневекового замка. По заказу императора один из фасадов дворца опоясала оригинальная терраса-балкон, боковые фасады завершены башнями, внутренние помещения имели разную форму — круглые, овальные, многоугольные. Само здание в плане представляет собой квадрат с восьмиугольным внутренним двором. С четырех сторон замок окружали воды рек Мойки и Фонтанки, а также двух специально прорытых каналов — Церковного и Воскресенского. Через Воскресенский канал перекидывался цепной мост, который на ночь поднимали. Красно-коричневый цвет стен завершал несколько мрачное впечатление, которое производил замок.
Впрочем, основная «мрачность» Михайловского замка связана с событиями, которые развернулись в нем, вскоре после того, как император Павел переехал в него на жительство. Именно здесь в ночь с 10 на 11 марта 1801 г. император Павел был убит в результате заговора.
Другие статьи:
Физико-механические свойства материала изделия
Технологические свойства АК12 (АЛ2), по ГОСТ 2685 - 75.
Предел прочности σв - 14 - 16 кг/см2
Относительное удлинение δ - 2-4%
НВ - 50 кгс/мм2
Температура плавления 5770С.
Температурный интервал кристаллизации 5770С.
Темпер ...
Понятие художественного стиля
Определение стиля. История художественной культуры представлена сложной преемственностью типологически схожих эстетических форм, увенчанных синтетическими стилями. Приобщаясь к ним, мы как бы открываем для себя новые чудесные миры. Для на ...
Керамика
Для керамики ранних этапов характерна примесь толченой раковины в глине, полуяйцевидная и котловидная с округлым дном форма сосуда. На поздних этапах появляются сосуды горшковидного типа с плоским дном и растительной примесью. Орнамент на ...