От берега Финского залива до северного фасада дворца был разбит регулярный парадный сад, который стали называть Нижним. Через сад от дворца к морю прорыли пятисотметровый канал с гаванью для небольших судов и шлюпок. В самом саду устроили цветники, фонтаны, установили скульптуры. Еще большим по размеру был Верхний парк. В нем вырыли два пруда, в одном из которых — Нижнем, прозванным «Малым увеселительным морем», — плавали небольшие парусные и гребные суда. Эта часть парка была столь прекрасна, что ее прозвали Швейцарией.
При великом князе Петре Федоровиче в Ораниенбауме построили военный городок «Петерштадт» с крепостью, валом и перекидным мостом через ров. По проекту А. Ринальди возвели небольшой двухэтажный дворцом, сохранившимся до сих пор. Здесь находились комендантский дом, дом офицеров, гауптвахта, казармы, арсенал.
По велению Екатерины II в 1762–1768 гг. А. Ринальди возвел в глубине парка дворец, который назывался «Голландским домиком» или «Собственной дачей». По краям к дворцу примыкали два крыла. В одном из них располагались личные покои Екатерины, а в другом — ее сына Павла Петровича. В ансамбль «Собственной дачи» входили также Кавалерийский корпус, Фрейлинский домик и Катальная горка. Современники особенно восхищались Катальной горкой, длина которой составляла 532 м. Спуски на горке были устроены разнообразными, с волнообразными подъемами и спусками. Но в XIX в. саму горка из-за ветхости разобрали, сохранив только трехэтажный павильон с открытыми террасами на каждом из этажей.
Позднее, уже в XIX в. этот дворец прозвали Китайским. Это название появилось оттого, что в отделке нескольких его помещений использовались мотивы китайского искусства. В 50-е гг. XIX в. архитектор А. Штакеншнейдер перестроил Китайский дворец, дополнив его вторым этажом, двумя передними — Большой и Малой, а также застекленной галереей.
Ораниенбаум знаменит еще и тем, что неподалеку от него, в селение Усть-Рудица, в 1753 г. М.В. Ломоносов открыл первую в мире фабрику по производству бисера и смальты для мозаики. М.В. Ломоносов, первым в России освоивший технику мозаичного художественного искусства, с помощью этой смальты выполнял замечательные картины, которые украшали как ораниенбаумский, так и многие другие петербургские дворцы. В память о великом русском ученом и поэте, в 1948 г. Ораниенбаум был переименован в город Ломоносов.
Артобстрелы и воздушные бомбардировки во время Великой Отечественной войны нанесли сильные разрушения ораниенбаумскому дворцовому ансамблю. Он был восстановлен только после многолетней реставрации. Но на счастье в дворцовых зданиях сохранилась подлинная внутренняя отделка, выполненная в XVIII в. Поэтому на сегодняшний день ораниенбаумские дворцы — единственные из дворцовых комплексов петербургских окрестий, которые привлекают туристов подлинной стариной внутренней отделки.
«Павловское начато строить в 1777 году» — гласит надпись на чугунном обелиске. Именно в 1777 г. у цесаревича Павла Петровича родился первый сын — Александр. В честь рождения внука императрица Екатерина II и подарила сыну село Павловское, находившееся неподалеку от Царского Села, а также окрестные земли в долине реки Славянки. После воцарения в 1796 г. император Павел переименовал село в Павловск.
Павловский дворцово-парковый ансамбль складывался в 1770-е — 1820-е гг. и с тех пор не изменялся. С начала 1780-х гг. строительными работами руководил архитектор Ч. Камерон. Центром усадьбы цесаревича архитектор сделал здание трехэтажного Павловского дворца с пологим куполом, который строился в 1782–1786 гг. В 1797–1799 г. архитектор В. Бренна преобразовал Павловский дворец в парадную императорскую резиденцию. Полукруглые галереи и боковые флигели надстроили вторым этажом, пристроили два новых дугообразных служебных корпуса.
Другие статьи:
Проблемы культуры в социальной философии марксизма
Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), ...
Функции культуры
Функции культуры — совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей соц ...
Культура как мир артефактов
Когда мы дышим, едим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от действий, совершаемых животными. Человеческая деятельность включает в себя подобные акты биологического поведения, но не сводится к н ...