Лошицкий усадебно-парковый комплекс расположился на месте слияния двух рек - Свислочи и Лоши. История не оставила письменных источников возникновения Лошицы, однако события можно проследить по народным сказаниям.
Легенда о возникновения названия реки Лоша гласит: « Князь собирал дружину в поход для войны с родным братом. Войско князя продвигалось через леса, луга и поля. Казалось, что листва деревьев шептала: «Остановись!», а нежные луговые цветы опутывали копыта его лошадей, чтобы замедлить ход благородных животных.
Вечером уставший князь приказал разбить лагерь. После ночного отдыха князь обнаружил, что на том месте, где находилось его ложе, появилась криничка. Князь мечом расчистил ей дорогу. И виделась ему большая полноводная река.
«Она появилась, - сказал князь, - откликнувшись на тепло моего тела. Убить легче, чем дать жизнь». Князь низко склонил голову и приказал повернуть лошадей обратно.
Криничка не позволила старшему брату развязать войну против младшего и превратилась в полноводную река и назвали ее Лоша, так как ее начало было под княжеским ложем. Со временем река дала название местности.
Еще одну романтическую версию происхождения этого местечка изложил зам. директора усадебного комплекса Евгений Терехов, в своей книге «Казкi Лошыцкага парку»: он пишет «Налетели однажды на нашу землю враги: стали деревни жечь, крестьян грабить. Собрал тогда князь свою дружину и вышел на встречу разбойникам. Встретились войска на небольшой речке. Тяжелой была битва . был ранен князь, упал в беспамятстве. Но белая лошадь спасла хозяина. Вынесла с поля боя. Войско отступило. Прошло время. Вновь собрал дружину князь и прогнал врага со своей земли. А речку ту, в память о белой лошади князя, люди стали звать Лоша или Лошица. «(Слова лошадь в белорусском языке нет, и не было: каняка, конь, кабыла)
И еще одна легенда о происхождении названия реки Лоша - рассказ Игоря Готальского «Много веков назад минский боярин Миловид построил на берегу реки Свислочи, в лесу, небольшой дом. Когда враги жгли Минск, он прятался здесь. Узнал об этом неприятель. Но никогда бы не нашел дорогу к убежищу Миловида, если бы не завистник Нежич.»
Не было у Нежича такого белого коня дивной красоты. Будто туманами умытая, ветрами взлелеянная, чистой водой опоенная – прекрасная Лоша Паслась Лоша на лугу, когда враги подобрались к тайному убежищу Миловида. Почуяв недоброе, заржала. Удивился Миловид – чего бы Лоше волноваться? Оседлал коня, и вот уж птицей летит бесстрашная Лоша на врага. Вырвавшись из плена, понесла хозяина подальше от страшного места. Много лет прошло, на месте усадьбы Миловида стоят другие дома, речку, когда-то безымянную, что в Свислочь впадает, назвали Лошей или Лошицей, как просил Миловид.
Первые письменные воспоминания о Лошице относятся к 16 веку. Согласно «Лiтоускае метрыкі» вдоль течения рек Свислочи и Лоши, размещались «Лошыцкiй двор» князя Толочинского, « Сухая Лошица» князя Одинцова, « Лошица Горностаевская» и другие усадьбы.
Позже Лошица была во владении М. Тышкевича, С. Медведя, а в 1582г. Принадлежала дочке минского городничего Мартина Володковича – Полонии, которая вышла замуж за князя П. Друцгого-Горского. Тогда же начинает формироваться архитектурный облик Лошицкой усадьбы.*
В 1787г. на территории Лошицкой усадьбы была построена Лошицкая римско-католическая церковь Рождения Пани Марии (каплица.). В 1780-х владельцы усадьбы Прушинские превратили каплицу в костел, который действовал до разгрома восстания 1863года. После 1905 года он возобновил свою деятельность, но ее прервали уже советские власти в 1920- х. годах. В подземельях каплицы хоронили владельцев Лошицы.*
Другие статьи:
Генезис христианской культуры и ее эволюция
Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. до н.э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне идеализма, как одна из ...
Специфика восприятия и мышления в традиционной культуре
Впервые вопрос об особенностях восприятия, познания и мышления в традиционных (архаических) культурах поднял еще Э. Тайлор в «Первобытной культуре». Он провел аналогию между фантазией дописьменных народов и детей в цивилизованном обществе ...
Описание изделия
Мое изделие представляет собой панно с подсветкой, которое называется «Сакура». Оно состоит из: литых накладок в виде барельефа дерева и иероглифа, изготовленных из литейной латуни ЛЦ30А3, легированной алюминием, который обеспечивает хоро ...