Следует иметь в виду, что духовная и материальная жизнь народа регулируется посредством уникального соотношения традиций и новаций. Например, любовь современных ирландцев к пабу, ритуальному винопитию, старинным музыкальным балладам органично уживается в их менталитете и повседневной жизни с увлечениями передовыми образовательными и компьютерными технологиями, окрепшей волей к экономическому и социальному прогрессу, что опять же не колеблет авторитета национального католицизма. Последний сыграл важную роль в духовном объединении и консолидации различных социальных слоев ирландского общества, которое уверенно набирает ускорение на пути реформ, демонстрируя высокий показатель индекса ускорения социального прогресса (ИУСП). Ирландия, когда-то бедная страна, в 2007 г. вышла на 5-е место по рейтингу индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), пропустив вперед Норвегию, Австралию, Исландию, Канаду. Ирландия обрела и качественно обогатила свой стиль и стала на путь развития субсидиарного капитализма, завершая стадию капитализма социально-компромиссного.
Стиль души, искусства, хозяйства, способ мыслечувствия народа духовно формируются гешталътом – интегральным структуро-порождающим смысло-образом. В нем заключаются «душа» культуры, идея существования, достоверность судьбы народа, ценностные ориентиры его исторической жизни. Любая национальная картина мира, детализирующая гештальт и поддерживающая подвижное и динамичное равновесие проявлений материальной и духовной культур, исторически преемственна; она отображает унаследованное прошлое, настоящее и возможное будущее. Искомое оптимальное равновесие данных проявлений, их целостное единство внутренне определяется реалиями и возможностями гуманизма.
Человеколюбие играет ведущую роль в формообразовании белорусского национального духа. Требование человеколюбия внутренне уравновешивает и возвышает культуру до уровня выполнения ею первостепенных задач, одной из которых, считал Й. Хейзинга, является достижение гармонического равновесия духовных и материальных ценностей. Как уже неоднократно отмечалось, парадокс состоит в том, что данное равновесие достигается благодаря приоритетности акцентированных духовных ценностей и идеалов. Отстаивая их приоритеты во всех областях общественной жизнедеятельности, наша национальная культура ориентирует отечественные социальные и экономические институты на духовно-нравственное преображение производственных отношений в духе социального партнерства, трудового товарищества и коллективной взаимопомощи, что необходимо предполагает поливариантную социализацию и демократизацию собственности, а также формирование институционально сбалансированного гуманитарного рынка.
Национальная культура – культура духовно сплоченной, устойчивой территориальной, языковой, цивилизационно-экономической общности (нации), исторически вырабатывающей отличительный стиль жизни и творчества. Развиваясь посредством новаций, которые преобразуют обычаи, привычки, стереотипы исходной этнической культуры, национальная культура выкристаллизовывает преемственные традиции, образцы, сохраняет и приумножает неповторимое социальное наследие. Национальная культура обогащает и укрепляет психологическое, интеллектуальное, духовное единство людей, объединяя их между собой с помощью совместных ценностей и норм, ключевых убеждений, идей, концептов и идеалов, реализуемых с помощью перспективных социокультурных программ. Цель представителей национальной культуры состоит в том, чтобы творчески воплощать в различных видах профессиональной деятельности те преимущества, которые вытекают из достоинств корректируемых характера и менталитета коренного народа, его склада души и ума (психолингвоинтеллекта).
В полиэтнических обществах, например в белорусском, культура титульной нации составляет структурирующее ядро общенациональной культуры, опосредуя конвергенцию и частичную интеграцию культур национальных меньшинств. Субъекты процессов транскультурной конвергенции и интеграции должны при этом руководствоваться консолидирующей идеей эволюционного обновления и «золотосерединной» стратегией общественного прогресса, ориентированной подлинно демократическими ценностями и идеалами, стилем творческого традиционализма. В международных культурных взаимоотношениях национальная белорусская культура выступает в составе общенациональной культуры Беларуси. Проведение выверенной культурной политики в нашем обществе с учетом исторически сложившихся условий необходимо предполагает поливариантное творческое взаимодействие национальных культур и их гибридизацию, самым плодотворным результатом которой является белорусско-русская культурная форма. Задача состоит в качественном совершенствовании сложившейся интеркультуры с помощью разных языков, в первую очередь, государственных: белорусского и русского. На общенациональное Нововозрождение следует направить острие последовательной государственной политики, усилия институтов гражданского общества, объединенных конструктивным мировоззрением, основу которого, по убеждению Главы белорусского государства, «составляют народность и сознательный патриотизм».
Другие статьи:
Гуманистические идеи философа и поэта Г. Сковороды
«Сродный труд»
Уделяет проблеме борьбы добра против зла, которое господствует в обществе. Единый способ борьбы добра против зла – это противостояние ему добрых начал, которые закладены в природе человека. Идея превращения труда из способ ...
Цвет
В природе не существует ничего бесцветного. В природе–все цвет, начиная с яркого спектра в его первичной чистоте и кончая сложнейшими переплетениями его цветовой игры до самых серых и черных оттенков, которые таят в себе сложнейшие и тонк ...
Миф и формы мифологического освоения мира. Происхождение искусства
Мифология (как совокупность мифов) — это первоначальная форма собственно духовной культуры человечества. За время своего существования человечество создало универсальные культурные феномены, позволяющие лучше понимать друг друга, ощущать ...