Общенациональная культура – это не сумма механически совмещенных национальных культур, а их ансамбль – качественно новая ментальная духовно-практическая и творческая определенность, уже представленная общими традициями и новациями. В Беларуси она конституируется вместе с полиэтничным народом. Титульная нация и национальные меньшинства, проживающие в Беларуси, соединяются общей культурой в нераздельную целостность «духовными спайками», совместными ключевыми ценностями, нормами, идеалами, творческими достижениями. Определяющими в указанной ментальной и стилевой интеграции остаются позитивные черты белорусского национального характера. Последний корректируется и обогащается при взаимодействии с положительными слагаемыми (меж)национальных менталитетов: социально-экономического, политического, художественного, религиозного, философского, а также с «диагональными» ценностями и базовыми убеждениями, составляющими общенациональную ментальность.
В процессе прогрессивного развития отечественной культуры и цивилизации совершается историческое движение нашего народа в направлении, задаваемом общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, которые в полной мере соответствуют его исторически выработанным ментальным и этическим ориентирам. В белорусском обществе сохраняется прочный национальный мир, налаживаются плодотворный межконфессиональный диалог и интенсивная межкультурная коммуникация. Живущие на территории республики национальности совершенствуют общую культуру и цивилизацию, стремясь к достижению цели, которая заключается, повторяем, в подчинении форм технико-технологического и экономического прогресса требованиям прогресса социально-культурного.
При внутреннем формообразовании общенациональной культуры имеют место, образно говоря, взаимоналожения встречных «ментальных волн». Например, татарам-мусульманам, живущим в компактных поселениях на территории республики, близки стремление коренных жителей к экономной мере и «золотой середине», а также закрепленный в историческом опыте совместной жизни духовно-практический рационализм титульной нации. Немаловажно, что указанные мера, середина и рационализм взаимно согласовываются в психолингвоинтеллекте наших татар-мусульман с аналогичными гуманистическими ориентирами, извлекаемыми ими из сур Корана, которые учат уважать в объединенном (религиозном и светском) знании консолидирующую духовную традицию: «Скажи: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» Поистине, вспоминают обладатели разума!».
Критерий меры – социальная справедливость. Самое глубокое и правильное знание, согласно Марку Аврелию, – это знание «вещей средних». Оно делает человека мудрым и благочестивым. Об этом же свидетельствует и Коран: «Соблюдайте полностью меру и не будьте из числа недомеривающих . И взвешивайте верными весами . и не уменьшайте людям их вещей, и не ходите по земле, распространяя нечестие»[26: 181, 182, 183]. Разнообразным характерам национальных меньшинств, издавна населяющих Беларусь, исторически привиты феномены «беларускасцi», которые заметно уравновешивают и гармонизируют слагаемые этих характеров, преломляясь в интегральной общенациональной ментальности.
Наше государство призвано стать активным проводником защитных мер, направленных на сохранение и совершенствование исторического стиля самостоятельного развития белорусского общества и его многокачественной культуры. Данный стиль творческого традиционализма определяется характером и культурой белорусской нации и распространяется на все ареалы общенациональной культуры, обогащаясь в них. В перспективе вырисовывается богатое поле открытий и новоприобретений в области управленческого творчества, предполагающего оттачивание механизмов обратной связи с крепнущими общественными институтами. Важно идеологически конкретизировать перспективные направления развития отечественной культуры и цивилизации, «Идеология белорусского государства . базируется на общечеловеческих ценностях», – заявил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
Материально-технической, социально-экономической, материально-бытовой, институциональной базой перспективного развития демократически-ориентированной полифоничной отечественной интеркультуры является независимая, проводящая самостоятельный курс общенациональная цивилизация. Только при ее наличии отечественная культура способна бесперебойно развиваться и вносить существенный вклад в мировую культуру, утверждать ценности полицентристской и альтернативной глобализации, укреплять духовно-практическое содружество восточных, западных, южных славян, опосредовать и ускорять сближение народов и стран Евразии и Средней Европы.
Другие статьи:
Правовая культура
Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но, в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний».
В сравнител ...
Танец модерн
«Танец модерн» формировался таким, каким его хотели видеть в конце 1920-х годов танцовщики, принадлежавшие к первому, часто именуемому «героическим», поколению. Эти танцовщики выступали либо с собственными сольными концертами либо возглав ...
Развитие русской живописи
Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истор ...