Принципы расположения музейных предметов не сводятся к чисто декоративному их размещению, они возникают, как эстетическое выражение определенной темы, где продумано каждое сопоставление, аналогия.
Коллекции музеев собираются, сохраняются и демонстрируются не ради них самих, они рассчитаны на зрителя и должны исходить из его интересов. Времена меняются, меняется и зритель. Модернизация экспозиций — это их реконструкция или полная замена. Задача состоит в осмыслении и определении необходимости перестраивать частично или полностью устаревшие экспозиции. Некоторые экспозиции прошлого, интересны тем, что они сами являются экспонатами, свидетелями конкретных исторических событий, и могут передавать информацию и о своих создателях, и об эпохе, в которой те жили.
В экспозиционно-выставочной деятельности используется научная концепция, структура:
1. Общие положения. Идеология экспозиции. Профиль музея и экспозиция. Роль и место музея в социокультурной ситуации региона Уровень науки о писателе.
2. Музейная коммуникация: экспозиция — исследователь — экспозиционер — музейный педагог — посетитель музея.
3. Виды экспозиции. Особенности литературной экспозиции.
4. Виды экспозиционных материалов. Критерии отбора музейных предметов для экспонирования.
5. Структура экспозиции. Способы организации экспонатов в музейном пространстве.
6. Тематико-экспозиционный план. Этапы проектирования экспозиции.
7. Архитектурно-художественное решение экспозиции.
8. Выставочная деятельность музея: типология временных выставок; принципы организации; формы, методы и приемы показа; отбор экспонатов; основные этапы научной и художественной подготовки выставок. Координация выставочной деятельности с другими подразделениями (филиалами) ЦБС.
9. Оборудование для экспозиционной и выставочной деятельности.
10. Условия сохранности музейных предметов в экспозиции и на временных выставках.
11. Документы, регламентирующие передачу музейных предметов из фондов для показа в экспозиции и на временных выставках.[16]
Культурно-образовательная деятельность — это понятие появилось на рубеже 1980—90-х гг. на новом этапе отношения общества к музею и культурному наследию, когда происходит переосмысление модели музея на основе коммуникационного подхода и складывается образовательная модель музея. Музей рассматривается как важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций.
Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны к традиционным относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце 19 в. С середины 1980-х гг. распространяются такие жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Понятие клубные формы музейной работы объединяет лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы. Обязательным условием функционирования музейных клубных форм является связь с собранием конкретного музея. Значение клубных форм музейной работы, превращающих музей в центры общения, возрастает в современной ситуации господства новых информационных технологий в постиндустриальном обществе. Люди, живущие в виртуальном пространстве интернета, восполняют дефицит общения, объединяясь по интересам в реальном пространстве музея.[26]
Другие статьи:
Функции культуры
Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе, или, иными словами, определенного рода работу, которая требуется от него в интересах системы в целом. Можно по-разному выделять ...
Культура как мир артефактов
Когда мы дышим, едим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от действий, совершаемых животными. Человеческая деятельность включает в себя подобные акты биологического поведения, но не сводится к н ...
Украинская портретная живопись 18 века
Реалистические тенденции были характерны для портретной живописи, который отмечался наличием разных стилей. Именно стилевые отличия портретной живописи стали ее специфической особенностью. Среди мастеров живописи стоит отметить Иову Кондз ...